В современном мире общение выступает как неотъемлемая и главная часть жизнедеятельности человека. Для того, чтобы общаться мы должны уметь воспринимать другого человека, «читать» его как зеркало, от этого зависит, насколько организованы будут действия и как человек отнесется к вам. Один из способов воспринимать другого человека, его проблему, поведение — это поставить себя на его место. Это, конечно, не единственный путь взаимодействия людей, но в реальных ситуациях он играет важную роль. В настоящее время этот путь называют эмпатией или эмоциональной отзывчивостью. На тему эмпатии написано большое количество книг и дано множество определений: эмпатия — это умение человека «проникать» в чувственный мир других [2]. Эмпатия — это способность эмоционально воспринимать другого человека, проникать в его внутренний мир, принять его вместе со всеми его мыслями и чувствами [3], что не удивительно, поскольку сегодня это очень важная и актуальная проблема общества.
Эмпатические способности, таким образом, важны для продуктивного межличностного общения и взаимопонимания. Такие способности необходимы каждому человеку, особенно — студентам, поскольку они проходят адаптацию на разных этапах обучения и им приходится общаться с одногруппниками, а также преподавательским составом. Кроме того, это очень важный компонент во многих получаемых профессиях.
Умение сочувствовать, сопереживать, помогать зависит от многих факторов, среди которых: заинтересованность в благополучии других людей, жизненный опыт, характер самого человека, жизненные условия. Но, одним из самых важных факторов, является воспитание в семье. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать у ребенка сочувствие, переживание и любовь к другим людям.
В целях определения эмоциональной отзывчивости был проведен тест-опросник Смирнова А.Г., состоящий из 33 вопросов, предполагающий ответы «Да» [+] и «Нет» [-]. Тест-опросник был проведен в группе ППО-18, где отвечали 14 человек и в группе ППО-19, где отвечали 15 человек. Результаты свидетельствуют о том, что у студентов 1 курса уровень эмоциональной отзывчивости выше, чем у студентов 2 курса. Из 14 (100%) человек группы ППО-18 57 % - со средним уровнем эмпатии, 16 % - с высоким уровнем и 27% - с низким. Из 15 (100%) человек группы ППО-19 59 % - со средним уровнем эмпатии, 24% - с высоким уровнем и 17% - низким. В результатах теста также учитывались гендерные различия, поскольку уровень эмпатических тенденций рассматривается по-разному, т.к юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны рефлексировать, т. е. Познавать особенности своей личности и личности другого человека.
Полученные результаты свидетельствуют о важности и необходимости развития эмпатических способностей. В процессе формирования компетенций у студентов в период обучения в вузе важно уделять особое внимание развитию эмпатии, т.к это неотъемлемая часть нашего общества и общения.
Список литературы:
Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428-430.
Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии/ А.Г. Смирнов. - М., 2005. - 144 с.
Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Питер, 2008. 476 с.