Проблемность и ориентация на современные концепции силы воли с том, что многие люди не умеют говорить нет. Ведь немногие люди задумываются над тем, какое влияние оказывают на окружающих людей. Говорят, то, во что сами не верят, но упорно пытаются это доказать. Некоторые при обсуждении того или иного вопроса либо высказывают своё мнение, либо придерживаются чужой точки зрения. Также есть люди, которые, закончив спор между собой, продолжают вести его мысленно, либо тут же про него забывают. Могут долго помнить о какой-либо неприятности, которую можно выбросить из головы. И эта тема является актуальной, т.к. сила воли есть у каждого, но каждый пользуется ей по-своему. У некоторых сила воли твёрдая, у большинства – средняя, также существует слабая сила воли. Чтобы не было слабой силы воли, её нужно развивать, не давать людям возможности «садиться на плечи», но не нужно повышать силу воли до твёрдой. Сила воли должна быть воспитана у каждого человека с раннего детства.
За последнее время разработано несколько методик по определению у испытуемых уровней силы воли. Для выявления силы воли у студентов-психологов I курса мы использовали тест Немова С.Р. [3]
Проведя методику «Тест на силу воли» у студентов-психологов I курса в количестве (25 человек), выяснили, что из 100% у 23,6% - сила воли очень твёрдая, у 66% - средняя и у 10,3% слабая. Близкой к идеальной силы воли ни у кого нет. Это говорит о том, что из 100% студентов I курса у 89,6% сила воли нормальная, а у 10,3% силу воли нужно повышать.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженные в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. [2] Воля нужна при выборе цели, принятия решения, осуществления действий, преодоление препятствий. Сильная воля не предполагает человека к бестактности, грубости, болтливости. Воля проявляется не только в активности, но и в её торможении. Если человек привык плыть по течению, привык к комфорту и мало что кроме комфорта хочет, то для него сила воли ассоциируется чаще с проблемами и напряжением: потому что приходится напрягаться для дел, смысла которых часто не видит. Если же человек умеет быть дисциплинированным, привык себя напрягать во имя тех или иных задач и у него есть большие жизненные цели, то для него сила воли ассоциируется с приятными ощущениями, потому что позволяет преодолеть неудобные обстоятельства на пути к желанной награде. [1]
Итак, силу воли студентам-психологам I курса не нужно повышать, кроме 10,3% т.к. в повышении силы воли 89,6% не нуждается.
В исследованиях установлено, что 89,6% студентов менее склонны подчиниться мнению других людей, полностью зависят от самих себя. Такие люди идут вперёд к чётко поставленной цели, уверены в себе, активнее ищут какую-либо информацию. Процесс формирования воли зависит от родителей, кроме того важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Предпосылки воли могут рассматриваться как элементарные самостоятельные действия малышей в процессе еды, умывания, одевания и т.д. Так дошкольник приобретает некоторый опыт преодоления трудностей.
Список литературы:
Батаршев А.В. «Диагностика способности к общению»
Маклаков А.Г «Общая психология» М., 2008. 373с.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. Методика 17. Тест на силу воли М., 2002. 473с