МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

Иванова В.Д. 1
1Уральский Федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На начальном периоде занятий легкой атлетикой спортсмены сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие мотивации к ежедневным тренировкам. Это связано с тем, что легкая атлетика, в особенности бег, монотонная и однообразная работа.

 Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо. Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации [2, C. 36].

Существует внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация проявляется в получении призвания, денег и других материальных ценностях, в то время как внутренняя мотивация заключается в понимании смысла и убежденности. Для устойчивости мотивации нужно сочетание различных видов вознаграждения за положительные результаты [2, С. 38].

Стоит отметить, что сверхсильная мотивация ухудшает эффективность деятельности и обучения.

В исследовании Д.В. Журавлева отмечается, что после поощрения волевое усилие увеличилось у 94 % учащихся, а после порицания – у 81 % учащихся. При этом слабое порицание увеличило волевое усилие на 92 %. Однако сильные поощрения и порицания приводили к ослаблению волевого усилия. Как видим, различия в эффективности воздействием поощрением и порицанием невелики. [1, С. 38-61]

Выделим наиболее эффективные способы мотивации спортсменов для достижения наилучших результатов:

- присутствие на соревнованиях и тренировках особо значимых людей. Простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже;

- похвала и порицание тренером. На интровертов и лиц со слабой нервной системой больше действует похвала, а на экстравертов и лиц с сильной нервной системой – порицание;

- соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор. Например, при очном соревновании командами результат был наилучшим, чем при личном зачёте. Даже при простой осведомленности, что в другой команде или спортивной школе люди выполняют ту же работу более эффективно, может привести к увеличению активности спортсменов;

- разнообразие тренировочного процесса. Выполнять тренировки в других манежах/местах, незнакомых до этого спортсмену. Использовать новые, современные и иногда игровые тренировочные планы для наибольшего вовлечения в тренировочный процесс;

- наличие конкретной цели. Реальность достижения цели создает для спортсмена перспективу только в том случае, если спортсмен ясно понимает цель и смысл дальнейших действий;

- материальное поощрение. Призы в виде денег, экипировки имеют высокую степень мотивации у спортсменов, как любительского, так и профессионального спорта.

Итак, чтобы применять на спортсмене методы мотивации, нужно узнать информацию о социальном положении и эмоциональном состоянии спортсмена, чтобы положительно и эффективно воздействовать на его результат. Для этого подойдут следующие способы: общение со спортивным психологом в виде неофициальных, но хорошо спланированных бесед; внимательное наблюдение за мимикой и жестами после поражения и выигрыша; использование проективных тестов. Особенно важно следует относится к изменениям мотивации у спортсмена как вовремя всего соревновательного сезона, так и в каждом недельном цикле, стараясь быть объективным. Такое отношение поможет спортсмену перестроиться и найти мотивы для продолжения занятий спортом.

Список литературы:

Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций / Д.В. Журавлев. М.: Издательство МГОУ, 2003. – 289 с.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.

Просмотров работы: 28