Система спортивного отбора необходима, чтобы целенаправленно и успешно находить талантливых спортсменов. Под термином «спортивный отбор» понимается система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или в группе видов спорта [5, С.4].
Легкая атлетика является одним из самых распространённых видов спорта в физкультурно-образовательном процессе. С раннего возраста у детей в тренировочном процессе, будь это физическая культура в детском саду или спортивные занятия в различных секциях присутствуют элементы легкой атлетики, в большой степени бег. Без него не может обойтись ни одно занятие, обычно с него начинается разминка.
Стоит отметить возраст начала занятий. Наиболее лучшим возрастом для развития быстроты у детей является 8–11 лет, а для развития выносливости – после 11 лет. Несмотря на свою простоту легкая атлетика не подходит дошкольникам, так как ребенок не может соблюдать правила дисциплины и контролировать своё внимание и приходиться тратить большое количество времени для обучения простым навыкам, в то время как первоклассник научится этому за 1-2 тренировки. Бывают случаи, когда ребёнка отдают раньше 8 лет для занятий общей физической подготовкой.
Эффективность отбора во многом зависит от своевременного и объективного выявления интереса детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта. Интерес очень тесно связан с понятием «мотив». Мотив – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [2, С. 46].
Мотивы характеризуются силой и устойчивостью – именно они являются предметом заботы тренеров и спортивных психологов, так как от выраженности этих характеристик зависит успешность деятельности спортсменов [3, С. 270].
Мотив побуждает к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Мотивы спортивной деятельности подразделяются на следующие виды:
по направленности на процесс или результат деятельности: процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.), результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные последствия победы и т.п.);
по степени устойчивости: ситуативные (кратковременные, проходящие), устойчивые (долговременные, часто многолетние);
по связи с целями спортивной деятельности: смыслообразующие (прямо связанные с целью), стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы);
по месту в системе "Другие - Я": индивидуальные (мотивы личного самоутверждения), групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);
по доминирующей установке: мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска), мотивация избегания неудачи
[3, С.409].
Американский психолог Б. Дж. Кретти среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
- стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха - это один из сильнейших мотивов спортивной деятельности;
- стремление к совершенству;
- повышение социального статуса;
- потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;
- получение материальных поощрений [4, С.78].
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова в своих исследованиях показала, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации [1, С. 127].
Мотивы – это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели [3, С. 55].
Таким образом, мы выяснили, что мотивы побуждают к действию, какой-либо деятельности, поступку, а так же определяют поведение человека и его конечный результат. Для того, чтобы оценить уровень мотивации на всех этапах спортивного отбора используют различные методики, наблюдения, анкетирования и тесты. Очевидно, что в процессе спортивного отбора в легкую атлетику, как и в другие виды спорта, важно учитывать мотивы, побуждающие детей заниматься данным видом спорта.
Список литературы:
Дмитриенкова Л. П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов / Л.П. Дмитриенкова. – Смоленск: Знание, 1980. – 298 с.
Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2003. – 319 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. – М.: Физкультуры и спорта, 1978. – 224 с.
Семёнова Г. И. Спортивная ориентация и отбор для занятий различными видами спорта: учебное пособие / Г. И. Семёнова. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – 104 с.