ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Василенко М.А. 1, Митрохина Е В 2, Суслова Д Д 2
1ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России в условиях развития конкуренции и роста рисков, важное значение для стабильного развития предприятий приобрели контроль и оптимизация издержек. На их общий уровень оказывает огромное влияние качество предприятий закупочной деятельности. Закупочная деятельность характерна для любого субъекта экономической деятельности и представляет собой процесс обеспечения всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Управление запасами — интегрированный процесс, от которого зависит эффективность вложенных инвестиций, производственного процесса и конкурентоспособность выпускаемого продукта.

Законодательство о закупках представлено двумя законами:

1) 44-ФЗ Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. - регулирует государственные закупки;

2) 223-ФЗ Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. - распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей.

Основной целью закупочной деятельности предприятия является своевременное и полное обеспечение продукцией, сырьем с требуемыми показателями цены и качества, а также обеспечение целевого и экономически эффективного расходования средств, предотвращение ошибочных действий сотрудников отдела закупок, создание положительного имиджа предприятия и переход на проведение закупок в основном с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе электронных торговых площадок, средств электронного документооборота и автоматизации деятельности отдела закупок.

Основными принципами осуществления закупок являются: планирование закупок, оперативное принятие решений об изменении планов и проведении внеплановых закупок, конкурентный выбор поставщиков, повышенный контроль за принятием решений по выбору поставщика и согласованию с ним условий сделки, учет особенностей закупаемой продукции (сырья), рынков и ситуаций, эффективная организация поиска поставщиков, оперативное получение информации о предложениях с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, учет совокупности факторов, определяющих экономическую эффективность, стратегическое управление закупочной деятельностью и контроль со стороны собственников и руководства, обеспечение открытости закупочной деятельности для потенциальных контрагентов, инвесторов, государства, общественности, коллегиальное принятие решений по наиболее важным вопросам организации и осуществления закупочной деятельности, делегирование полномочий по принятию решений и заключению сделок низшим звеньям, безупречное с точки зрения этических норм поведение руководителей и сотрудников компании, профессионализм и компетентность руководителей и сотрудников в подготовке и принятии решений по закупкам, широкое и разумное применение современных технологий, в том числе Электронных торговых площадок, средств электронного документооборота и автоматизации закупочной деятельности.

Основные задачи закупок состоят в: формировании и заключении договоров с поставщиками, контроллинге затрат, оценке предложений поставщиков, принятии участия в развитии продуктов.

Этапами закупочной деятельности предприятия являются: проведение отбора поставщиков, выбор формы закупок и осуществление конкурентных процедур по приобретению материальных ресурсов.

Формированиетенденции повышения роли закупочной деятельности в организации представлены на рисунке 1.

Рис.1. Факторы, влияющие на рост закупочной деятельности

Классификация организации закупочной деятельности представлена в таблице 1.

Табл. 1. Признаки классификации организации закупочной деятельности на предприятии

Модель

Организационные признаки

централизованная

наличие центральной службы закупок и проведение всех операций по закупкам

гибридная

наличие центральной службы закупок, однако часть закупочной деятельности реализуется заинтересованными подразделениями самостоятельно

децентрализованная

предполагает отсутствие центральной службы закупок в компании; функции контроля закупающих подразделений могут осуществляться службами, отвечающими за другие аспекты контроля в организации

Основные бизнес-процессы, связанные с закупочной деятельностью представлены на рисунке 2.

Общая стратегия закупок включает:

1) соответствие стратегии закупок, а также стратегии и цели закупок, осуществляемыми предприятиями;

2) организационное соответствие содержит: роль, структуру и расположение закупок в организации и развитие организационной структуры закупок;

3) управление категориями включает: подход к управлению категориями и управление индивидуальными стратегиями; подход к управлению спросом и процесс проведения закупок;

4) управление отношениями с поставщиками включает: цели и методы развития отношений с поставщиками, сегментацию, управление базой и эффективностью поставщиков, модель управления рисками;

Рис.2. Стратегия закупок на предприятии

5) операционные процессы содержат: согласованность процессов закупки со смежными процессами, характеристики закупочных процессов;

6) управление эффективность состоит из подходов к управлению производительностью и эффективной системы мотивации;

7) управление информацией и знаниями включает развитие ИТ-систем, прозрачность затрат, возможность инструментов и их использование, применение баз знаний и умелое управление ими;

8) управление персоналом включает: стратегию, выделение и развитие приоритетных навыков и компетенций, соблюдение законодательства в области найма, обучения, компенсации и удержания сотрудников.

Данная стратегия показывает функции и аспекты управления категориями, качество операционных процессов и практики управления персоналом на предприятии.

Четкая регламентация закупочной деятельности обеспечивает закупки качественных материально-технических ресурсов по приемлемым ценам, прозрачность закупок, ликвидацию понятий «дефицит» и «излишки».

Усиление стратегического значения закупок происходит из-за возрастания автоматизации процессов в этой сфере, а также развития электронных закупок, высвобождающих больше времени для решения стратегических вопросов. Причем все большее значение приобретает использование электронных систем закупок. В 20018 г. закупщики уже используют такие системы, около половины планирует ввести. Значительные изменения в закупках происходят также и в связи с развитием и применением информационных технологий. И если в одном подразделении происходят изменения, они затрагивают и другие.

При этом главной задачей закупок в перспективе называют реализацию потенциала снижения затрат при возрастании влияния закупок на развитие продукта. Необходимость снижать себестоимость разработки, создавать новые потоки прибылей и следить за постоянно меняющимися вкусами покупателей заставляет предприятия разрабатывать новые стратегии выпуска товаров на рынок. Сокращение сроков вывода изделий на рынок способствует росту объемов продаж и прибыли.

Тренд к цифровым технологиям пришел также в текущую деятельность закупщиков. Меняется не только роль закупок на предприятиях, но и способы, вид и методы снабжения. В настоящее время разработаны специальные ИТ-системы для связи с поставщиками. В идеальном случае запасы товаров должны быть автоматизированы, что сделает их доступными в режиме реального времени. Крупные предприятия обращаются к информационным технологиям для управления жизненным циклом изделий, стремясь с их помощью эффективно управлять идущими от рынка импульсами и учитывать их в ходе разработки, планирования и организации снабжения, повышая тем самым свои шансы на успех.

Таким образом, чтобы организовать снабжение быстрее и сделать его более гибким, необходимо использовать инструменты электронного бизнеса в сфере стратегических закупок. Электронные закупки становятся все более значимыми. Тем не менее большинство закупок, осуществляются пока по электронной почте, и отдел закупок решает вопросы по телефону с помощью Coll-центров, наряду с осуществлением закупок напрямую у поставщиков.

Литература

1. Стрекалов С. В. Предложения по оптимизации организации закупочной деятельности промышленных предприятий // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 430-433. — URL https://moluch.ru/archive/124/34223/ (дата обращения: 23.12.2018).

2. Семенова Ф.З. Борлакова М. Б. Зарубежный опыт организации государственных закупок.// Фундаментальные исследования. 2016, №6, Ч.2, с. 465-469.

3. Могилевская А. Госзакупки без конкуренции выросли на треть http://www.rbc.ru/economics/18/07/2017/596e304b9a79478e41d1c7d0. [Электронный ресурс]. URL:www.rbc.ru/economics/18/07/2017/596e304 (дата обращения 22.12.2018)

4. Кузина Е.Л., Яценко А., Стрекозова С. Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия. Ростов-на-Дону, Международная научно-практическая конференция «Строительство-2001», РГСУ, 2001.

5. Василенко М.А., Хамидов М. Риски в реализации инновационно-инвестиционных проектов в строительной отрасли. Труды X международной научной конференции «Студенческий научный форум 2018». [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2018/3332/8242. (дата обращения 24.12.2018)

Просмотров работы: 22