Инфраструктура ОАО «РЖД» является основой перевозочного процесса и представляет собой функциональную подсистему управления бизнес-процессами транспорта. Холдинг ОАО «РЖД» является лидирующей железнодорожной компанией РФ и крупнейшей акционерной компанией транспортного сектора.
Согласно исследованиям Д.А. Мачерета, железнодорожный транспорт является сложной производственно-экономической системой, управление которой должно носить преимущественно целевой характер, так как при управлении невозможно обеспечить координацию работы отдельных подсистем и эффективное использование производственных ресурсов.
В условиях рыночных отношений, на современном транспортном рынке железнодорожный транспорт занимает лидирующие позиции по объемам и географии перевозок. В настоящий период времени основными задачами разработки и внедрения мероприятий по повышению эффективности перевозочных процессов на железнодорожном транспорте выступают:
1) достижение системного улучшения обеспечения безопасности движения на основе контроля качества выполнения всех технологических операций в процессе перевозки, а также в процессе ремонта и подготовки подвижного состава;
2) снижение издержек ОАО «РЖД» за счет оптимизации бизнес- и технологических процессов на основе их совершенствования, выявления резервов и снижения непроизводительных или неэффективных расходов ресурсов. Существенное повышение качества предоставляемых услуг для освоения новых, ранее не доступных рынков, а также укрепления конкурентных позиций и усиления присутствия на существующих рынках;
3) комплексное развитие кадрового потенциала, в том числе на основе эффективного решения вопросов мотивации персонала за счет формирования в рамках системы управления эффективностью производства прозрачных и объективных критериев оценки качества работы каждого сотрудника ОАО «РЖД».
На этапе реформирования железнодорожного транспорта большое внимание отводится изучению бизнес-процессов и подходов к их формированию.Главной задачей планирования пассажирских перевозок являются потребности населения в передвижениях и определение предстоящих объемов перевозок по направлениям сети железных дорог.
Бизнес-процессы в управлении пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте представляют собой совокупность взаимосвязанных задач и мероприятий, направленных на создание услуг по перевозке пассажиров.
Организационная структура бизнес-процессов выступает основой функционирования бизнеса. При этом организационная структура и структура бизнес-процессов - взаимосвязанные и взаимоопределяющие элементы жизнедеятельности компании. Ключевой задачей ОАО «РЖД» является совершенствование бизнес-процессов.
С позиции успешности бизнеса выделяют основные этапы процесса совершенствования ОАО «РЖД», представленные в таблице 1.
Таблица 1
Этапы, цели и задачи повышения качества и эффективности работы ОАО «РЖД»
Важнейшими особенностями железнодорожных пассажирских перевозок, влияющими на организацию бизнес-процессов, являются:
1) курсирование пассажирских поездов по твердому графику;
2) предварительная продажа билетов с указанием мест;
3) сменяемость пассажиров по ходу поезда;
4) наличие различных типов поездов и вагонов с различным уровнем сервиса.
Система управления качеством и эффективностью работы компании представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система управления качеством и эффективностью работы компании
Виды бизнес-процессов в части управления пассажирскими перевозками представлены на рисунке 2.
Таблица 2
Основные процессы и виды деятельности ОАО «РЖД» при осуществлении пассажирских перевозок
Вид деятельности |
Производственный процесс |
содержание и эксплуатация инфраструктуры |
обслуживание локомотивами пассажирских поездов |
предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском движении) |
текущее содержание и ремонт устройств инфраструктуры |
пассажирские перевозки в дальнем следовании и в пригородном сообщении |
перевозка и обслуживание пассажиров |
строительство объектов инфраструктуры |
ремонт подвижного состава |
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
обработка и оформление поездной документации, информации |
содержание социальной сферы и прочие виды деятельности |
формирование пассажирских поездов |
В рамках бизнес-процессов планирования пассажирских перевозок решаются две основные группы задач:
1) определение фактических размеров движения с учетом назначения дополнительных поездов (открытие факультативных вагонов, назначение и отмена дополнительных поездов, корректировка схем составов, изменение периодичности курсирования поезда);
2) обоснование фактических схем составов (обоснование фактических размеров движения поездов, планирование технических и технологических ресурсов железных дорог для освоения заданных объемов отправлений пассажиров).
ОАО «РЖД» является крупной компанией, осуществляющей основные виды деятельности и производственные процессы при осуществлении пассажирских перевозок (таблица 2). Ответственными за осуществление процессов ОАО «РЖД» являются: дирекция тяги, Федеральная пассажирская компания, Дирекция железнодорожных вокзалов, Дирекция инфраструктуры, Федеральная пассажирская компания.
Рис.2. Виды бизнес-процессов в части управления пассажирскими перевозками
Бизнес-процессы в управлении перевозками на железнодорожном транспорте делятся на два вида: основной и вспомогательный. Основной бизнес-процесс позволяет выполнение услуги, предназначенные для внешнего потребителя и получения дохода от ее реализации. Вспомогательный бизнес-процесс осуществляет выполнение услуг, предназначенных для потребления основным бизнес-процессом. Категорирование бизнес-процессов зависит от возможности напрямую оказывать влияние на размеры доходов, получаемых от выполнения функций в рамках рассматриваемого бизнес-процесса, от уровня доходов компании, связанных с данным видом бизнеса, степени влияния данного вида бизнеса на конечные финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД» в целом.
Задачей системы бизнес-процессов является формирование и управление бизнес-процессами для достижения стратегических целей компании с минимальными затратами ресурсов в строго установленные сроки. Качество системы бизнес-процессов как основного элемента системы менеджмента качества необходимо оценивать с помощью показателей, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3. Качество системы бизнес-процессов ОАО «РЖД»
С развитием холдинга «Российские железные дороги» сформированные принципы и механизмы системы управления качеством и эффективностью транспортного производства распространяются на формируемые дочерние и зависимые общества ОАО «РЖД». В осуществление любого бизнес-процесса транспортной компании вовлечены различные группы заинтересованных сторон. Ими выступают потребители, трудовые ресурсы, поставщики, представители государственных, общественных и коммерческих структур, собственники (акционеры, учредители). Достижение баланса интересов – сложная задача, но особенно важным в условиях конкуренции представляется полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителей услуг железнодорожного транспорта. В этом случае транспортной компании следует четко представлять те требования, которые видятся значимыми для потребителя, а также провести параллели с необходимыми параметрами качества внутренних производственных процессов, позволяющими удовлетворить эти требования. Разрыв между достигнутыми и требуемыми показателями должен быть, минимален во избежание обращения потенциального потребителя к конкурентам и утраты конкурентоспособности корпорации.
Литература:
1. Басыров М.А. Система ключевых показателей эффективности как инструмент повышения качества системы бизнес-процессов на железнодорожном транспорте. УПРАВЛЕНИЕ. TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA №3 2015. с.147-150.
2. Мачерет Д.А. Совершенствование экономических методов управления производственными ресурсами и работой железнодорожного транспорта. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук – 08.00.05 / МИИТ.- М, 2000 г. – 311с.
3. Кузина Е.Л., Кондрашов А.В. О подходах к оценке качества бизнес-процессов на предприятиях энергетической отрасли. Труды IX международной научной конференции «Студенческий научный форум 2017». [Электронный ресурс] URL: http://scienceforum/2017/2776/34225 (режим доступа 21.12.2018)
4. Кузина Е.Л., Кондрашов А.В. Организационные аспекты управления качеством бизнес-процессов функционирования предприятий. Труды IX международной научной конференции «Студенческий научный форум 2017» [Электронный ресурс] URL: http://scienceforum/2017/2776/34224 (режим доступа 21.12.2018)