КЛАССИФИКАЦИЯ, ЭТАПЫ И ОЦЕНКА В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ НА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КЛАССИФИКАЦИЯ, ЭТАПЫ И ОЦЕНКА В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ НА ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Василенко М.А. 1, Шлыков Е.А. 2, Абрамов В.А. 3
1ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет (РостГМУ)
2ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)
3ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Управление рисками представляет собой процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.

В рамках Функциональной стратегии управления рисками в холдинге «РЖД» категория «риск» определяется как потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов. Железнодорожные грузоперевозки всегда находятся в зоне риска.

С учетом основных положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. разработаны Стратегия развития холдинг а «РЖД» на период до 2030 г. и Основные приоритеты его развития на среднесрочный период (до 2015 г). Достижение целей, поставленных в Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г. возможно при условии создания эффективных инструментов управления, одним из которых является Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД», в рамках которой создана Корпоративная система управления рисками холдинга.

Риски ОАО «РЖД» делятся на следующие виды:

1) отраслевые (политические, риски рынка перевозок, репутационные риски, риски повышения стоимости потребляемых ресурсов, риски реформирования);

2) страновые и региональные (риски изменения общей ситуации в стране, техногенные и природно-климатические риски, риски влияния инфляции);

3) финансовые (риски неисполнения обязательств, кредитные риски, риск ликвидности, который в свою очередь включает: рыночные, процентные и валютные риски, ценовой риск товарных рынков).

4) правовые (риски изменения валютного регулирования и налогового законодательства, риск изменения правил таможенного контроля и пошлин, риск изменения требований по лицензированию основной деятельности, риск изменения судебной практики по вопросам, связанным с основной деятельностью);

5) риски, связанные с деятельностью ОАО «РЖД» (макроэкономические риски, риски трудовых ресурсов, риски, связанные с охраной окружающей среды, научно-технические и технологические риски, риски, связанные с авариями и выходом из строя оборудования, операционные риски;

6) индивидуальные (риск заболевания, травмы, инвалидности и смерти);

7) технические (риск аварий, взрыва, катастроф, пожара, разрушений);

8) экологические (риск антропогенных экологических катастроф и стихийных бедствий);

9) социальные (риск групповых травм, заболеваний, гибели людей, роста смертности);

10) экономические (увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостаточной защищенности).

Основной задачей управления рисками на железнодорожном транспорте является достижение и поддержание допустимого уровня безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Основные принципы управления рисками ОАО «РЖД» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные принципы управления рисками на транспортном предприятии

Свойство

Показатели

надежность

способность системы выполнять заданные функции и достигать цели, сохраняя свои характеристики в определенных пределах

целостность

изменение любого элемента системы может привести к изменению системы в целом

иерархичность

система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка и включать в себя элементы разного уровня иерархии

адаптивность

приспосабливаемость системы к возмущающим воздействиям внешней и внутренней среды

гибкость

способность системы приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды без изменения структуры, легкость изменения состояний

маневренность

способность системы изменять структуру, сохраняя целостность

живучесть

способность погашать возмущающие воздействия

инерционность

предрасположенность системы к движению по инерции за счет массы принимаемых решений, вложений средств и др

Управление рисками на предприятиях железнодорожного транспорта осуществляется в строгом соответствии с требованиями государственных стандартов на менеджмент риска.

Для эффективного управления рисками на железнодорожном транспорте следует использовать методологию, которая направлена:

- на выявление риска и оценку вероятности его реализации и масштаба последствий;

- на определение максимально возможного убытка;

- на выбор методов и инструментов управления выявленным риском;

- на разработку стратегии управления риском с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;

- на реализацию стратегии управления риском;

- на оценку достигнутых результатов и корректировку стратегии управления риском.

На основе анализа исследований в области управления рисками, с учетом современных требований, методология управления рисками отвечает следующим принципам:

- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово - хозяйственной деятельности организации железнодорожного транспорта;

- управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии ОАО «РЖД»;

- в управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;

- при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой организация железнодорожного транспорта осуществляет свою деятельность;

- управление рисками должно носить системный характер;

- управление рисками должно предполагать эффективности принятых решений и оперативную корректировку набора используемых принципов и методов управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать стратегию управления рисками, является этап оценки риска. Главной частью этапа оценки риска является процедура анализа риска, занимающая особое место в процессе управления риском и определяющая эффективность снижения риска.

При оценке эффективности проведения планируемых мероприятий по параметрам рисков необходимо: прогнозирование неблагоприятных событий, научное обоснование оценок рисков при реализации запланированных мероприятий, как каждого из них в отдельности, так и интегрально; научное обоснование оценок критических (неприемлемых) рисков; установка уровней допустимых (приемлемых) рисков, которые принимаются органами управления экспертно или директивно, исходя из поставленной задачи; управление техническим и технологическим развитием с учетом требований безопасности по критериям риска.

Базовым этапом, позволяющим сформировать стратегию управления рисками, является этап оценки риска. Главной частью этапа оценки риска выступает процедура анализа риска, занимающая особое место в процессе управления риском и определяющая эффективность снижения риска. Цели и этапы оценки рисков представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цели и этапы оценки рисков

Цели риска

Этап оценки риска

Анализ риска

получение достоверной исходной информации

анализ риска

определение области применения

проведение необходимого анализа

оценивание риска

идентификация риска

принятие обоснованных решений при оценивании риска

-

оценка величины риска

формирование исходных данных для дальнейшего выбора оптимальных решений по обработке риска

-

-

Подразделение процесса управления риском на структурные элементы представлено в таблице 3.

Таблица 3

Структурные элементы процесса управления риском

Управление риском

Этапы

Процедуры

Шаги

Оценка риска

Анализ и оценивание риска

Определение области применения и идентификация рисков, и их анализ

Обработка риска

-

-

Мониторинг и пересмотр риска

-

-

В сложившейся в холдинге «РЖД» в системе выявления и реагирования на рисковые ситуации следует отметить следующие проблемы:

- обособленность (структурные подразделения управляют рисками исключительно в рамках своих функциональных обязанностей, отсутствует системный под ход при принятии управленческих решений в сфере управления рисками);

- ограниченность (работа по выявлению и управлению рисками проводится лишь отдельными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» и специализированными подразделениями дочерних и зависимых обществ);

- эпизодичность (воздействие на риск осуществляется время от времени, без четко установленного регламента и преимущественно направлено на ликвидацию последствий рисковых ситуаций);

- фрагментарность (управление распространяется на отдельные виды рисков, отсутствует система прогнозирования возможных рисков на долгосрочный период).

Указанные недостатки обусловливают необходимость совершенствования Корпоративной системы управления рисками холдинга «РЖД».

Проведение оценки риска для объектов железнодорожного транспорта предполагает анализ опасностей, уязвимости объекта и анализ ущербов от аварий. Обеспечение защищенности объектов железнодорожной инфраструктуры базируется на управлении рисками, и предусматривает действия по снижению трех факторов риска: опасностей природно-техногенного характера, уязвимости объектов по отношению к указанным опасностям, ущерб при реализации опасностей на объектах.

Литература:

1. Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД»: Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 июля 2012 г. № 1494р. [Электронный ресурс] URL: http://scbist.com/scb/uploaded/raspor-rzd/919-ot-26-iyulya-2012-g-n-1494r1.htm (дата обращения: 20.12.2018).

2. ОАО «РЖД». Методические рекомендации по оценке рисков на железнодорожной инфраструктуре ОАО «РЖД» от 21 ноября 2011 г.

3. Домащенко Д.В., Финогенова Ю.Ю. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности. М.: Магистр; Ин фра-М, 2010 238 с.

4. Кузина Е.Л. Особенности современных технологий риск-менеджмента. Экономический вестник ЮФО. Научно-практический журнал № 6, 2007 г.

5. Василенко М.А., Хамидов Риски в реализации инновационно-инвестиционных проектов в строительной отрасли. Труды X международной научной конференции «Студенческий научный форум 2018». [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2018/3332/8242(дата обращения: 22.12.2018).

6. Кузина Е.Л., Василенко М.А., Бойцов Е.А. Управление рисками в инновационной деятельности строительной компании. Труды X международной научной конференции «Студенческий научный форум 2018». [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2018/3332/8263(дата обращения: 19.12.2018)

Просмотров работы: 455