Предпосылки возникновения понятия эмоциональный интелект - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Предпосылки возникновения понятия эмоциональный интелект

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Характерной особенностью современного общества является активное внедрение новых информационных технологий и использование различных гаджетов для общения. Это существенным образом влияет на способы коммуникации, особенно среди молодёжи, которые являются основными пользователями соц. сетей и гаджетов. Вследствие этого претерпевает изменения и эмоциональная составляющая межличностного общения, тесно связанная с «эмоциональным интеллектом», и влияющая на адаптационные возможности человека, что особенно важно для подрастающего поколения. Термин «эмоциональный интеллект» достаточно молод. В этой статье рассматривается предыстория его возникновения, как одного из актуальных и мало изученных на сегодняшний день понятий.

Предпосылки для возникновения понятия «эмоциональный интеллект» возникли еще в 19 веке, начиная с Ч. Дарвина, который отмечал:

«Когда разум сильно возбужден, мы можем ожидать, что он мгновенно окажет непосредственное действие и на сердце… Когда сердце испытает это воздействие, оно направит свою реакцию в мозг… при любом возбуждении будет иметь место значительное взаимное воздействие и реагирование между этими двумя важными органами тела» (цит. по [1; 23]).

Р. Торндайк провёл в 1920-м году исследование и впервые выделил часть общего интеллекта – социальный интеллект, под которым понималась — «способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим» (цит. по [2; 42]).

В 1935 г. австралийский психолог Э. Долл разработал структурированное интервью для определения социальной компетентности.

«Пионерами» в этой области были Уэшлер, Роберт Торндайк. Уэшлер предположил, что для адаптации и успеха важны не когнетивные способности. Роберт Торндайк писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению, работы «пионеров» в этой области были забыты вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов. Позже Д. Векслер впервые заявил о том, что существует диапазон видов мышления, представляющих собой компоненты общего интеллекта, но отличающихся от традиционного IQ.

Р.В. Липер обнаружил, что эмоции вызывают, поддерживают и направляют деятельность.

А. Эллис, опираясь на представления А. Адлера о том, что эмоциональные реакции человека вызываются когнитивно [3] в 1955 году начал разрабатывать рационально-эмотивную терапию, которая включала в себя обучение исследованию своих эмоций логическим путем, с помощью размышления.

В 1960-е гг. была разработана С. Шехтером когнитивно-физиологическая теория, в соответствии с которой на возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

В конце 1970-х — 1980-х гг. отмечается растущий интерес к изучению взаимодействия эмоций и мышления [5] и высказывается положение об эмоциях как одной из подсистем сознания. Когнитивная теория эмоций рассматривает их как функцию разума, например в когнитивной концепции Р. Лазаруса [4].

В одной из статей Дж. Майер и П. Сэловей заявили о том, что влияние эмоциональных явлений на познание регулируется и опосредствуется личностью и наличие комплекса индивидуальных способностей или черт отвечают за то, насколько это влияние окажется конструктивным или деструктивным для человека [6].
Можно предположить, что косвенными предпосылками «смешанных моделей» эмоционального интеллекта послужили концепция самоэффективности А. Бандуры [7]и теория самоактуализации А. Маслоу, в которых подчеркивается значимость умения людей осознавать свои способности и эффективно управлять своим поведением в соответствии со знанием о сильных и слабых сторонах своей индивидуальности.

Сведение воедино различных направлений исследований было необходимо для открытия нового вида интеллекта и формулирования понятного и точного термина «эмоциональный интеллект».

Понятие - «эмоциональный интеллект» было введено в 1990 году Джоном Майером и Питером Саловеем. Они описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства.

В заключении можно сказать, что введению понятия «эмоциональный интеллект» в научную парадигму предшествовало постепенное изменение точки зрения на соотношение эмоциональных и познавательных процессов. Введение этого понятия, положило начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения.

Список литературы.

Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП+», 2003.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

Bower G.H., Cohen P.R. Emotional influences in memory and thinking: Data and theory // Clark M.S., Fiske S.T. (eds). Affect and cognition. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982. P. 291—331.

Mayer J.D., Salovey P. Personality moderates the effects of affect on cognition. In: J. Fogas & K.Fielder (eds.), Affect, cognition and social behavior. Toronto: Hogrete, 1988. P. 87—99

42. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behaviour change // Psychol. Rev. 1977. V. 84. P. 191—215.

Просмотров работы: 104