Термин «национальная безопасность» впервые появился в послании американского президента Конгрессу в начале ХХ в.
Национальная безопасность — это возможность государства правильно реагировать на постоянные дестабилизирующие влияния экономических, демографических, военных, информационных, психологических, энергетических и политических факторов, т.е. осуществлять меры, нацеленные как на устранение угроз и возможных опасностей, так и на защиту государства.
Энергетическая безопасность — это одна из основных составляющих национальной безопасности, так как энергетика — является приоритетной отраслью в экономике страны, от которой зависит эффективность развития всего хозяйственного механизма.
Проблемы энергетической безопасности становятся в последнее время все более актуальными. Об этом говорит пересмотр энергетической стратегии развития США, Евросоюза, Японии и ряда других стран. Вопросы энергобезопасности волнуют и Россию.
Энергетическая политика России направлена на эффективное и рациональное использование природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора в целях обеспечения стабильного развития экономики и достойного уровня жизни населения страны. В связи с чем была определена Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года [2].
Согласно указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое обеспечение внутреннего спроса на энергоносители, рост энергоэффективности и энергосбережения, конкурентоспособности отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов, предотвращение дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, производство комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энерго- и теплоснабжения [1].
В настоящее время технологии в энергетике развиваются в соответствии с глобальными запросами, предъявляемыми обществом ко всей системе энергоснабжения. Помимо запроса на энергообеспечение как таковое, это следующие требования:
• доступность энергии в достаточных объемах и по приемлемым ценам,
• безопасность энергоснабжения,
• экологичность — требование по минимизации антропогенного воздействия энергосистем на окружающую среду (Рисунок 1) [5].
Рисунок 1. Развитие новых энергетических технологий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним обществом.
В странах ОЭСР энергопотребление на душу населения будут снижаться, а Китай и другие развивающиеся страны будут наоборот повышать этот показатель. Прогнозирование энергопотребления основано на взаимном согласовании потребления по странам, полученный при помощи «демографического метода», т.е. по душевому энергопотреблению и численности населения (Диаграмма 1) [4].
Диаграмма 1. Душевое энергопотребление по миру и группам стран.
По расчетам экспертов, с 2010 по 2040 год спрос на все энергоносители вырастут: газ-67%, на нефть-20%, уголь-36%, возобновляемые источники энергии -93%, атомную энергию 73%. Прирост потребления в основном придется на газ (Диаграмма 2) [4].
Диаграмма 2. Потребление энергии по видам топлива.
В России энергетический сектор приобрел особое значение в связи с тем, что экспорт энергоресурсов является важной статьей дохода в бюджет страны. При этом любое снижение конкурентоспособности российского энергетического сектора представляет угрозу экономической безопасности страны, что в свою очередь чревато политическими конфликтами.
Развитые страны будут наращивать потребление возобновляемых источников энергии и газа и будут снижать долю угля и нефти. Развивающие страны Азии будут наращивать потребление всех видов топлива, в большей степени это будет уголь. Ближний Восток повысит потребление газа, а Африка покажет прирост в биоэнергии (Рисунок 2) [4].
Рисунок 2. Потребление энергии по регионам и видам топлива
Основную часть электроэнергетики в мире даже к 2040 году будет обеспечивать топливные электростанции- более 70% генерации.(Диаграмма 3)
Диаграмма 3. Производство электроэнергии по видам топлива в мире.
В перспективе доминирующую роль сохранит угольная генерация электроэнергии. Уголь обеспечивает максимальный прирост электроэнергии по сравнению с другими видами топлива, однако экологические ограничения приведут к снижению его доли в топливной корзине и замедлению темпов его роста (Диаграмма 4) [4].
Диаграмма 4. Структура генерации по видам топлива.
Следует учитывать тот факт, что энергетика России не представляет собой пассивный объект для экономических, политических и другого рода воздействий, но являет собой активно функционирующую систему собственными особенностями, характерными чертами и принципами развития. Таким образом, важность энергетической безопасности в системе национальной безопасности России делает обоснованным пристальное внимание государственных институтов к этой сфере. Тем более именно средства от экспорта энергоресурсов выступают важным источником дохода для нашего государства.
Список использованных источников
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года- Министерство энергетики РФ
3. Характеристика топливно-энергетического комплекса страны - материалы, расположенные на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации. URL: www.ach.gov.ru (Дата обращения: 18.02.19)
4. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований Российской академии наук; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — М., 2014. URL: https://www.eriras.ru/files/forecast_2040.pdf(Дата обращения: 18.02.19)
5. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года / Институт энергетических исследований Российской академии наук; Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — М., 2016. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/10585.pdf (Дата обращения: 18.02.19)