Буллинг как психологическое явление в школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Буллинг как психологическое явление в школе

Козлова А.В. 1, Лисюткина В.И. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Буллинг – понятие достаточно новое в жизни современного человека.

На первый взгляд, буллинг — это частное явление из области психологии образования. Однако первоначально этот термин возник в процессе исследования взрослых коллективов. Несколько лет назад норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал определение травли в среде детей и подростков, ставшее общепринятым. Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы[5].

Психотерапевт И. С. Бердышев определяет буллинг как сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек [2];

Социолог И.С. Кон утверждает, что «буллинг – это запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [3].

Явление буллинга стало трендом мировой психологии, исследования в области феноменологии и технологий профилактики и прекращения буллинга стали стремительно развиваться.

В России долгое время о травле одних детей другими почти не говорили: «Не то чтобы эту тему специально замалчивали, ей, пожалуй, не придавали особого значения. Родители и учителя вмешивались только, когда речь шла о физическом насилии, хотя буллинг им не исчерпывается». Психологическое насилие долгое время всерьез не воспринималось ни педагогами, ни школьниками.

Различают прямой буллинг и косвенный. Прямой буллинг проявляется, когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а косвенный — распространение слухов и сплетен, бойкоты, избегание, манипуляция дружбой («Если ты дружишь с ней — мы с тобой не друзья»).Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях. Мальчикам свойственна физическая травля, а девочки- жертвы сплетен и непристойных историй.

Как показывают исследования агрессор и жертва могут меняться местами: существует целая категория жертв-агрессоров – детей, которые являются жертвами в одном наборе обстоятельств и агрессорами – в другом. Кроме того, исследования показывают, что издевательства преследуют нас на протяжении всей жизни.

Однако учёные часто говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей. Участники буллинга часто обладают характерными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд социальных рисков.

Жертвы травли как правило, чувствительны, тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, мало друзей, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва травли — замкнутый ребенок с поведенческими нарушениями[1].

Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают проблемы со здоровьем и успеваемостью, чаще по сравнению со сверстниками имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, совершают попытки суицида. Уровень избегания школы у таких детей в пять раз выше среднего.

Обидчики, так называемые агрессоры, нередко гиперактивны, импульсивны, неуклюжи, вспыльчивы; часто у них отмечаются проблемы в поведении, слабый самоконтроль, сложности с учебой и прогулы, тревожная и депрессивная симптоматика. Таких детей мало, но с ними наиболее сложно работать учителям.

Основными мотивами буллинга служат потребность во власти, удовлетворение от причинения вреда другим и вознаграждение — материальное (деньги, ценные вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое.

Большинство участников ситуаций буллинга – дети, которые не участвуют, а лишь являются свидетелями. По данным канадских ученых 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе [6]. Многие из свидетелей говорят о чувстве жалости к жертве, но очень мало тех, кто пытаются ей помочь, хотя реакция свидетелей важна для происходящего: если свидетель присоединениться к травле или просто улыбнётся, то это послужит вознаграждением для обидчиков. И тут возникает дилемма свидетелей: нужно прекратить травлю,но одновременно страшно лишиться безопасности и своего статуса в детском коллективе, который может снизиться. Свидетели травли ощущают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие, но и в то же время хочется быть участником травли.

Помимо индивидуально-личностных предпосылок участников возникновению буллинга могут способствовать особенности социального контекста. В семье жертв травли часто проявляется либо домашнее насилие, либо гиперопека, подкрепляющая беспомощность инфантилизм ребенка; обидчики травли тоже часто подвергаются жестокому обращению в семье.

Ряд некоторых факторов способствует буллингу в российских школах: ценность терпения у ребенка; представление об агрессивности школьников внутри класса; авторитетность насилия как формы взаимодействия; разрыв декларируемых и практикуемых в образовании правил общения. Для преодоления этих трудностей нужна работа с педагогами по изменению восприятия ситуаций с издивательствами, их последствий для всех участников, способов изменения психологического климата в учебной группе. Важным моментом работы являются роль свидетелей травли; роль взрослых; выработка помощи участникам[6].

Искоренение буллинга должно исходить от всего педагогического коллектива, родителей, только так можно прекратить издевательства. Важно, чтобы именно все этого хотели, так как один учитель или родитель не может прекратить систему издевательств. Приняв меры по борьбе с буллингом в школе, можно уменьшить степень распространения этого отрицательного явления.

Важно определить формы буллинга, которые имеют место в образовательной организации. Можно, а точнее нужно привлечь психолога и социального педагога вести наблюдения за поведением членов школьного сообщества, которые склонны к проявлению физического или психологического насилия.

Социально-психологическая служба должна проводить с учащимися тренинги на сплочение классного коллектива, терпимости, развития эмпатийного мышления по отношению к окружающим, чтобы растущее поколение могло понимать, что чувствует их ровесник в той или иной ситуации. [4].

В заключение хотим отметить, что в последнее время отношение к жестокости в различных образовательных учреждениях, обществах развитых стран стало значительно серьезнее. Проблему школьного буллинга очень сложно искоренить из школы сиюминутно, но если серьезно заниматься травлей всем участникам учебного процесса (учителям, родителям, учащимся), то возможно избежать многих конфликтов, вероятнее всего, многие ученики смогут благополучно существовать и успешно развиваться в школьном сообществе.

Литература

1.Баева И.А. Психологическая безопаность в образовании: Монография. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.

2.Бердышев И. С. Лекарство против ненависти / И.Бердышев // Первое сент. – 2005. – 15 марта (No 18).

3.Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться?/ И.С. Кон. // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html.

4.Кутузова Д.А. Травля в школе. Мифы и реальность. 2011. [Электронный ресурс].URL: http://mediclabbor.ru/?p=294.

5.Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y.: Wiley-Black- well, 1993a.

6.Trach J., Hymel S., Waterhouse T., Neale K. Bystander responses to school bullying: A cross-sectional investigation of grade and sex differences // Canadian Journal of School Psychology. 2010. 25. 114–130.

Просмотров работы: 117