ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Савватеева О.А. 1, Горячева Я.А. 1, Храпунова Е.М. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из причин экологического кризиса по всему миру – это отсутствие должных знаний об объектах природы, их взаимодействиях между собой и т.д., а также эколого-ориентированных навыков во взаимодействии с окружающим миром, которые должны прививаться человеку с самого раннего возраста, поэтому экологическое просвещение и воспитание важно уже с младших классов, как основа жизнедеятельности, а прирост экологической культуры должен осуществляться на протяжении всей жизни.

Экологическое просвещение и воспитание необходимо соотносить с экологическими проблемами сегодняшнего дня, в то же время они должны иметь опережающий вектор, учитывать изменения, происходящие в обществе, соответствовать современным тенденциям развития образовательной и экологической политики страны.

Сущность понятий экологического воспитания и просвещения

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.Экологическое воспитание ответственно за формирование разумного и рационального отношения к окружающей среде, построенного на базе экологического знания и сознания. Экологическая ответственность проявляется в следующих аспектах:

- ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека,

- ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность [5].

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей. Согласно статье 74 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 2002 г., экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения [4].

Основные задачи экологического просвещения заключены в осведомленности людей о существующих природных проблемах: важно помочь осознать ценность окружающей среды, оказывать содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей в будущем и улучшению качества жизни в настоящем. Эти задачи можно решить только при условии применения различных методов. Некоторые исследователи выделяют следующую классификацию методов экологического воспитания и образования младших школьников:

методы формирования сознания: убеждение, упражнение, пример,

методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности: переживание, самоанализ, осознание,

методы поощрения: деловые игры, тренинги и др.

В настоящее время наиболее распространены такие методы, как эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направленные на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников [5].

Нормы экологического поведения и особенности их восприятия младшими школьниками

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки младшего школьника должны быть прочные биологические знания и представления о законах живой природы. Воспитание у детей ответственного отношения к природе – многогранный и длительный процесс. Первоначальные элементы экологической воспитанности складываются на основе взаимодействия детей с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами и т.д. [1].

В младшем школьном возрасте происходит развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Анализ характеризуется выделением различных свойств и признаков. Но умение выделять свойства предметов дается младшим школьникам с трудом. Развитие операций мышления младших школьников приводит к длительному процессу формирования экологического мышления. Младший школьник только начинает овладевать рефлексией – способностью оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, что отражается на его экологическом поведении. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, нацеленная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны младшими школьниками, стали их собственными убеждениями, а основные из них постепенно перешли в естественную привычку [7].

Педагогическая деятельность на начальной ступени образования направлена на формирование и развитие у младших школьников элементарных научных и образных представлений о взаимодействии человека и окружающей среды. В начальной школе закладывается подход к основам экологических знаний, основное развитие которых осуществляется на следующей ступени обучения. Основная школа – это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, деятельности, основанной на соблюдении экологических законов. Это основной этап формирования экологического мировоззрения. В школьном экологическом образовании следует различать две взаимосвязанные стороны: теоретическое экологическое обучение и практическое экологическое обучение. Теоретическое обучение осуществляется с изучением основных законов природы, лежащих в основе существования жизни. Но изучение основных экологических законов безотносительно к их применению есть область общего знания. Мировоззрение развивается и формируется через наблюдение, познание и практическую деятельность. Его не удается приобрести простым чтением книг, просмотром телевизионных передач или заимствованием. Мировоззрение – это то, что остается в сознании человека любого возраста после практического применения усвоенных знаний, системы ценностей и овладения навыками практической работы.

На современном этапе экология рассматривается как сложная междисциплинарная область знаний, поэтому для правильного формирования экологического мировоззрения необходимо использовать следующие подходы [3]:

- естественнонаучный – обучение через знания по предметам география, биология, химия, физика и обществознание. Каждый цикл учебных предметов должен вносить свой вклад в раскрытие взаимосвязи всех компонентов экологического образования;

- этнический – содержание школьного экологического образования должно определяться с учетом национальных традиций;

- натуралистический – изучение природы в природе.

Экологическое воспитание младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Одной из реальных возможностей для решения задач экологического образования в начальных классах может стать предмет «Окружающий мир». Основные задачи курса – расширение представлений детей, о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, становление навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

В курс могут быть включены такие темы, как «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этими темами на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, то есть образование становится комплексным, а также влиянием деятельности человека на их состояние, то есть образование приобретает практико-ориентированный и личностный характер.

Чтобы привлечь внимание детей к экологическим проблемам, на уроках можно проводить конкурсы рисунков в защиту окружающей среды, составить памятки с правилами поведения в природе, разработать плакаты на такие темы, как «Птицы любят тишину», «Не ловите бабочек» и др., таким образом, процесс обучения становится еще более наглядным, подключаются элементы игры и соревнования [8].

Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников

Внеклассная работа – это форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для проявления и поддержки их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной деятельности не является обязательной, она строится по интересам учащихся. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся.

Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.

Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут и желают проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по окружающему миру очень разнообразна:

- индивидуальные задания, к которым относятся: наблюдения, опыты, эксперименты (для развития у школьников исследовательских способностей); внеклассное чтение; оформление результатов выполненной работы, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений и т.д.;

- групповые занятия, среди которых, различаются эпизодические (в целях подготовки праздника и другого массового действа) и кружковые занятия, факультативы;

- массовые мероприятия, к которым относятся: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели/месяцы, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН, часы занимательного естествознания;

- индивидуальная работа по окружающему миру, которая включает в себя конкретные задания отдельным детям (группам), проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями и животными; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе, или постановка простейших опытов дома [3].

Семья как базис формирования экологической культуры младших школьников

Именно на этапе дошкольного детства и младшего школьного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры и мировоззрения. Но происходит это только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всего общества проблемы и лично участвуют в их решении, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Только при поддержке естественно-научных идей в семье ребенок младшего школьного возраста может включаться в опытническую и исследовательскую работу во время летних каникул, на учебно-опытнических участках, проводить время в экологических лагерях и на слетах, повышая свои знания и укрепляя навыки круглый год.

Пример г. Дубны Московской области

Что касается г.о. Дубны Московской области, то работа по формированию экологической культуры школьников здесь ведется давно. Существует проект «ЭКОШКОЛА», который более 10 лет реализуется государственным университетом «Дубна» совместно компанией «L&T», ответственной за систему обращения с отходами в городе.

Основными видами активностей при работе с младшими школьниками можно считать экологические занятия, на которых рассматривается какая-либо тема на базе презентации и видео-блока, затем происходит закрепление полученных знаний кроссвордом, экологической игрой, игрой-угадайкой или объявлением конкурса или акции. Несколько раз в разных школах г. о. Дубна проводились недели экологии. В теплое время года проводятся занятия на открытом воздухе: например, представляется информация об отходах, их раздельном сборе и вторичном использовании и проводится субботник; рассматриваются растительный и животным мир г.о. Дубны и исследуется травянистый покров вокруг школы или собирается гербарий, развешиваются кормушки для птиц. На таких занятиях также возможно обозначить проблему, по которой затем выполняется исследовательский проект. Таким образом, основное внимание сосредоточено на деятельности, смене видов активностей, движении и повышении внимания к тем или иным вопросам.

Заключение

Итак, экологическое воспитание младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов деятельности и методов воспитания и обучения. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, освоить простейшие навыки по охране природы.

Основными целями экологического воспитания и просвещения являются создание представительного базиса для формирования и развития экологической культуры, ответственного отношения к природе, к естественной среде жизнедеятельности человека. Важнейшую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны образовательного процесса: учебную и внеучебную работу, а также внутрисемейные отношения.

Список литературы

Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. – 6. – С. 79-86.

Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. – 7. – С. 84-86.

Инновационная программа экологического образования. – URL: http://per-kuschool.edu.tomsk.ru/new/node/29. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 21.10.2018.

Лескова С.В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа. – 2003. – 7. – С. 23-28.

Матвеева Е.М. Экологическое воспитание младших школьников (формы и методы). – URL: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 21.10.2018.

Минаева В.М. Психолого-педагогический практикум. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 128 с.

Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. – М.: Наука, 2004. – 197 с.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1й класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.

Свидинская Н.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников на уроках окружающего мира. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/08/04/ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-mladshikh. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.10.2018.

Сихимбаева С.М., Рысбаева Г.А., Баймаханбетова М.А., Жияшева Ж.Ш. Экологическое воспитание детей в начальных классах // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – 1-1. – С. 41-45.

Просмотров работы: 115