Этапы становления и проблемы развития аудита в России - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Этапы становления и проблемы развития аудита в России

Подзывалов П.А. 1
1СИУ - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любая организация, целью которой является получение прибыли, осознает, что для максимального эффекта в своей сфере необходимо эффективное управление и максимально точное распределение финансовых средств. В процессе функционирования организации накапливаются различного рода ошибки и проблемы. Для того, что бы компания имела тенденцию развития и получения положительных результатов требуется проведение определенных действий, которые позволят своевременно найти ошибки и избавиться от них. Другими словами, для эффективности предпринимательской деятельности необходим тщательный и постоянный анализ бухгалтерских (финансовых) данных организации. Аудит – независимая бухгалтерская (финансовая) проверка, направленная на подтверждение достоверности данной отчетности. Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона.

История развития аудита в России связана с экономическими преобразованиями в стране, когда возникла необходимость в новых формах экономического контроля. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что аудит в настоящее время еще не совсем сформирован, следовательно, имеются некоторые важные для его становления и укрепления проблемы, которым необходимо уделять должное внимание. Для того, что бы выявить основные проблемы молодого направления, необходимо определить основные этапы становления аудита.

Первой точкой становления аудита считается создание Постановлением Правительства СССР от 8 сентября 1987 года первой аудиторской организации АО «Инаудит».

Начало 1990-х годов обусловлены рыночными преобразованиями в России, которые способствовали появлению новых аудиторских организаций, в число которых вошли представители «большой шестерки». Первая аудиторская компания, которая проникла на российский рынок, стала «Эрнст энд Янг». Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года были утверждены временные правила аудиторской деятельности, согласно которому аудиторским фирмам необходимо было получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Следующим этапом в становлении аудита стало издание в 2001 году Федерального закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», основой которого являлось раскрытие правовых основ и понятий аудита в России. В период с 2002 по 2008 годы в РФ было утверждено 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД), в которых заложена основа аудита современной России.

В 2008 году был принят новый Федеральный закон №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем произошла отмена лицензирования и закреплен переход аудита на саморегулирование. Далее в 2010 году приказами Минфина было утверждено шесть федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФСАД), а в 2011 г. вступили в силу три федеральных стандарта аудиторской детальности (ФСАД).

Следующий важный этап развития аудита заключается в переходе на международные стандарты аудита (МСА), основа которых заключается в повышении уровня значимости аудита и соблюдения общественных отношений.

11 декабря 2013 г. Национальной организацией по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международной федерацией бухгалтеров были подписаны соглашения об официальном переводе МСА на русский язык. Данный шаг является важным для принятия международных стандартов в России [1].

3 декабря 2014 года было опубликовано информационное сообщение Минфина России «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности», в котором устанавливается переход к применению международных стандартов аудита, в результате чего будут ликвидированы федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Важным моментом перехода российского аудита служат два приказа Минфина:

Приказ Минфина от 24 октября 2016 года «О введении в действие МСА на территории РФ». Данный приказ является основой введения 30 стандартов аудита

Приказ Минфина от 9 ноября 2016 года «О введении в действие МСА на территории РФ».
Данный приказ является основой введения 18 стандартов аудита [2].

Рассмотрев этапы становления аудита, необходимо сказать, что процесс становления аудита еще не закончен. Но даже за столь короткое время аудит сделал серьезные шаги в укреплении своей позиции на рынке России.

На каждом этапе существуют свои проблемные моменты, которые частично решались переходя на новый этап становления, а частично перетекали и обострялись. В настоящее время существует две главные проблемы аудита, а именно:

1) сдача экзамена по аудиту:

Правительство Российской Федерации установило 1 января 2011 года экзамен, по которому аудитор имеет непосредственное право на предоставление аудиторских услуг, то есть имеет возможность проводить проверки в различных отраслях экономики. Проблема заключается в сложности данного экзамена, и выступает неким барьером для многих фирм.

Решение данной проблемы предлагалось не однократно. За эти годы был реформирован данный экзамен. Последнее преобразование будет предложено в 2020 году. В основу новой модели положен уровневый, компетентностно - ориентированный подход, основанный на международных стандартах образования в данной сфере и европейских стандартах бизнес-образования. Экзамен также предполагает модульную систему, при которой область компетенций аудитора на каждом уровне аттестации выступает в виде самостоятельного экзаменационного модуля. Но стоит отметить, что данный экзамен является обязательным условием для занимаемой должности, он предполагает расширение действий в аудиторской деятельности [3].

2) Переход на Международные стандарты аудита:

С 1 января 2017 года произошел обязательный переход на МСА. Ранее действовавшие российские стандарты аудита представляют собой адаптированную систему Международных стандартов аудита. Российские стандарты отличаются от Международных стандартов по структуре, логике изложения, так же в них имеются образцы определенных ситуаций характерных для российской практики. В настоящее время существует множество разногласий в области применения МСА. Исходя из этого, выделяют определенные причины, которые останавливают применение МСА в РФ:

– непонимание российскими аудиторами принципов МСА;

– увеличение нарушений в области проверки, вследствие конкуренции на рынке аудиторских услуг;

– непонимание организациями необходимости проведения обязательного аудита;

– увеличение стоимости услуг аудиторских аудиторов [4].

Однако не следует рассматривать переход на МСА целью. Как показывает практика – ни одна страна не использует международные стандарты аудита в чистом виде, следовательно, переход на МСА в России стоит рассматривать как базу для улучшения существующей системы и адаптация ее под сущность нашей экономики.

В заключение можно сказать, что, благодаря тем этапам, через которые прошел российский аудит, он смог укрепить свои позиции. И проблемы, которые сейчас необходимо решить аудиту – представляют собой некий механизм увеличения роли аудита в России.

Список литературы:

Аудит в России: этап развития, проблемы функционирования и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/2(17).pdf

Перспективы развития и совершенствования аудиторской деятельности и стандартов в [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на Международные стандарты аудитора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/175/45972/

Проблемы развития аудита в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5700/

Просмотров работы: 936