Совсем недавно мы, первокурсники, стояли перед серьезным выбором - выбором своей будущей профессии. Этот выбор был напрямую зависим от результатов сдачи единого государственного экзамена. Тема нашей статьи будет актуальна и понятна тем, кто прошел это испытание, и тем, кто стоит на пороге ЕГЭ.
Буквально два десятилетия назад о ЕГЭ никто не знал. Можно услышать самые противоречивые мнения об этом испытании: от полного восторга, что по результатам можно поступить в любой вуз страны; до полного отрицания, так как выпускник школы на протяжении года тратит время на то, чтобы подогнать знания под стандарт и овладеть техникой сдачи ЕГЭ, что много эмоционального здоровья теряет старшеклассник при проведении процедуры ЕГЭ.
Единый государственный экзамен — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания [1].
Что так страшит выпускника общеобразовательной школы в самой процедуре проведения ЕГЭ? Во время сдачи экзамена, каждый сталкивается с такой проблемой, как страх, волнение, неопределенность, боязнь худшего результата, что порой мешает собрать внимание, правильно проанализировать содержание КИМ, выбрать правильный ответ. Старшекласснику мешает чрезмерное эмоциональное напряжение, эмоциональная нестабильность, психосоматическое состояние.
Многие социальные факторы определяют мотивацию и эмоциональное отношение к ЕГЭ задолго до окончания школы.
Важным фактором, влияющим на учебную мотивацию, является семья. С раннего детства родители формируют у ребенка образ его будущего, будущей профессии. В интервью Н.П. Бехтерева, доктор медицинских наук, ученый с мировым именем рассказала, что в раннем детстве ее зомбировала мать, предположив, что она станет ученым. Для ребенка важна установка родителей, которая усваивается на бессознательном уровне. От родителей зависит самооценка, установка на успешность или неблагополучие. Они создают психологические условия для развития и формирования тех качеств, которые необходимы ребенку в самостоятельной жизни.
Важным условием успешной сдачи ЕГЭ являются сформированные индивидуально-психологические качества старшеклассника. Если человек способен поставить себе цель, и выбрать средства которые помогут ему её осуществить, добьется многого. А добившись одной цели, он будет стремиться к новой, тем самым, развивая себя как личность.
Определяющим фактором для выпускника является образ своего профессионального будущего. Все люди с детства мечтают о благополучной жизни, каждый видит по-своему собственное благополучие. Кому-то оно, кажется, как у кинозвезд, кто-то находит себе кумиров в определенных людях. Этот образ будущего у выпускника воплощается в мечте. Чтобы достичь своей мечты, необходимо вырабатывать в себе качества, позволяющие достичь своего желаемого.
Как можно достичь без таких качеств как настойчивость, целеустремленность, упорство, сильная воля? И очень хотелось бы в старших в классах заняться чем-то интересным, не решать экзаменационные варианты, а пообщаться в соц.сетях, отдохнуть, но есть цель, которая влияет эмоциональное поведение и мотивацию.
Опросив своих однокурсников, проанализировав ответы, мы сделали вывод, что у всех проблемы очень похожи. При подготовке к ЕГЭ не хватает психологической поддержки в школе и семье.
Поддержка со стороны преподавателя, может быть, как положительная, так и отрицательная, некоторые учителя совсем не могут найти правильного подхода, начинают довить на психику, внушать, что «вы ничего не сдадите, у вас совсем нет знаний» с одной стороны, это мотивация доказать, что ты на что-то способен, с другой, психологический стресс.
Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данных предметов, либо отрицательными, вызванными неполнотой настоящего положения. [2]
Авторитет играет не мало важную роль. Ученик, смотря на преподавателя стремится к его уровню знаний, постичь предмет глубже, вникая в самые тонкие детали науки.
Еще одна проблема, возникающая у школьников, это окружающая их атмосфера, Человек чувствует себя комфортно в привычной ему обстановке. С начала года, у ребят проходит множество пробных экзаменов, для того чтобы привыкнуть к новой обстановке в школе, в которой они будут проходить тестирование. Такой метод помогает исключить раздражение, дискомфорт и стресс.
Влияние родителей на ребенка оказывается с помощью поддержки,
поддерживать ребенка — значит верить в него. [3] Во время сдачи ЕГЭ, дети должны понимать, что родители останутся их друзьями не зависимо от результатов. Никакой результат экзамена, не должен «дисквалифицировать» ребенка в глазах родителей. В такой момент дети требуют к себе особого внимания, понимания и особую любовь.
Таким образом, подводя итоги можно сказать о том, что ЕГЭ — это жизненно важное испытание, без которого на данный момент, не может обойтись человек. Перед ним стоит осознанный выбор предметов, углубление в выбранную им науку. Это проверка знаний, умений перед поступлением в высшее учебное заведение. Во время экзамена, люди испытывают эмоциональный всплеск. Стресс и волнение поглощают человека, он теряет хватку, становится рассеянным и делает глупые ошибки. Для того, чтобы хорошо сдать Единый государственный экзамен, для начало человеку нужно упокоиться, прийти в себя, сосредоточиться. Он должен понимать, что в жизни будут испытание труднее, и чтобы двигаться дальше необходимо пройти его. В этот период каждый подросток, требует к себе особого внимания со стороны родителей и преподавателей.
Литература:
1.Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. http://ege.edu.ru/ru/main/main_item/
2.Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
3.Сайт педагога - психолога Лысенко Елены Валентиновны.http://lysenko.arhdetsad13.edusite.ru/p13aa1.html