Образ России в американских СМИ: корпусный подход к лексико-семантическому анализу. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Образ России в американских СМИ: корпусный подход к лексико-семантическому анализу.

Тимофеева М.А. 1, Селивёрстова О.А. 1
1Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается образ России в американских печатных СМИ. Данная проблема привлекает внимание многих исследователей и была изучена при помощи других методов [Оленева, 2016; Алексеева, 2012; Орлова, 2005; Боева-Омелечко, Постерняк, 2015]. Цель данной работы – рассмотреть образ России в американских газетах на новом материале при помощи корпусного подхода к лексико-семантическому анализу и выявить наиболее релевантную для американских СМИ информацию о России.

В рамках работы был собран корпус из заголовочных комплексов статей из двух американских печатных СМИ – The New York Times и The Washington Post за год (2017-2018-гг.) Методом сплошной выборки были отобраны заголовки, содержащие лемму Russia. Выбор указанных СМИ обусловлен тем, что по тиражу данные издания занимают в США первое и второе место соответственно. Корпус включает 2638 словоупотреблений.

Ассоциативно-семантическое поле Russia в дискурсе американских СМИ включает следующие частотные коллокаты: Trump (Трамп) – 743, president/ presidential (президент / президентский) – 402, Putin (Путин) – 298, election / electoral (выборы/ избирательный) – 238, Syria/Syrian (Сирия/ Сирийский) – 175, investigation/investigators (расследование/следователи) – 196, campaign (кампания) –157, officials/official (должностные лица/официальный) – 130, spy (шпион) – 127, intelligence (разведывательная служба) – 121, sanctions/ sanctioned – 107 (санкции/ лица, против которых были применены санкции) –104, inquiry (расследование) – 102, former (бывший) – 98, Moscow (Москва) –94, Mueller (Мюллер) – 95, attack (нападение/ атака) –88.

Согласно частотности к ядру ассоциативно-семантического поля Russia в дискурсе американских СМИ мы можем отнести лексемы president/presidential (президент/президентский) и election/electoral (выборы/избирательный), которые указывают на президентские выборы (633). Приведенные данные могут свидетельствовать о том, что самый большой интерес у СМИ США вызвало предположение о вмешательстве России в президентские выборы в Америке в 2016 году, в результате которых пост президента США занял Дональд Трамп. Об этом же говорит и высокая частотность имен собственных обозначающих политических деятелей, имеющих непосредственное отношение к ситуации: президентов России (Putin) и США (Trump) а также бывшего директора ФБР Роберта Мюллера (Mueller), назначенного специальным прокурором для расследования предполагаемого вмешательства России в президентские выборы в США 2016 года. Суммарная частотность этих имен собственных составляет 1136 словоупотреблений. Данные результаты говорят о релевантности данной темы для американских СМИ, она является одной из идей, на которой выбранные издания стремятся сфокусировать внимание читателей.

Высокая частотность существительного Syria и образованного от него прилагательного Syrian может говорить о том, что политика США и России относительно ситуации в Сирии также привлекает особое внимание американских СМИ и сильно сказывается на отношениях между странами.

Относительно высокую частотность имеет название столицы России Moscow (Москва), оно употребляется для обозначения страны наряду с существительным Russia, а также субстантиватом образованного от него прилагательного в форме множественного числа Russians (русские).

К околоядерной зоне по показателю частотности можно отнести лексемы investigation / investigators (расследование/следователи), campaign (кампания). Выделяются группы лексем, обозначающие меры восстановления правопорядка или лица, осуществляющие такие меры (investigation / investigators), политические мероприятия (campaign). Эта группа лексических единиц характеризует предвыборную кампанию Трампа и реакцию в стране на исход выборов, а также динамическое развитие политической обстановки в мире, ее общая частотность составляет 313 словоупотреблений.

Периферию ассоциативно-семантического поля образуют такие лексемы как officials / official (должностные лица/официальный), spy (шпион), intelligence (разведывательная служба), sanctions / sanctioned (санкции/ лица, против которых были применены санкции), inquiry (расследование), former (бывший), attack (нападение). Среди них можно выделить такие семантические группы как представители власти (officials / official), государственные органы и их сотрудники (spy, intelligence, former) – 346, нарушения порядка (attack), меры восстановления правопорядка (sanctions / sanctioned, inquiry)–206.

Данные частотного анализа коллокатов позволяют сделать вывод, что связанные с Россией события, которые американские СМИ стремятся поместить в центр внимания читателей – президентские выборы в США 2016 года и конфликт в Сирии.

Список литературы:

Оленева А.В. Репрезентация концепта «Россия» в англоязычных СМИ и в языковой картине мира англоговорящих // Международный научно-практический журнал Филологический Аспект. – 2016. – №10. – С. 57-60.

Алексеева А. А. Лексические и фразеологические средства репрезентации образа России (на материале отечественной и зарубежной прессы 2008–2011 гг. и ассоциативного эксперимента): автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.20 –Новосибирск, 2012. – 22 с.

Орлова О. Г. Актуализация концепта "Russia" ("Россия") в американской публицистике: На примере дискурса еженедельника "Newsweek": дис. … канд. филол. наук: 10.02.19 – Кемерово, 2005. – 258 с.

Боева-Омелечко Н. Б., Постерняк К.П. Репрезентация ассоциативной составляющей концепта Россия в современных британских СМИ. // Когнитивные исследования языка. – 2015. – №21. – С. 310-312.

Просмотров работы: 41