ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Винокурова В.Д. 1, Николаева Л.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный период – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим миром, происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Художественно - эстетическое воспитание – один из важнейших компонентов процесса формирования всесторонне развитой личности и играет важное значение для развития творческого воображения детей.

Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность, позволяющей выделять отдельные части и признаки предметов или явления, объединять в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации [1, с.158].

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям. Степень создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

- непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

- произвольное или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, репродуктивное, творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры.

При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик [1, c.162].

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение [4, с.133].

Б.М.Теплов о воображении: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества» [2, с.19].

Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обя­зательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

Считаем, что одним из эффективных средств для развития творческого воображения являются занятия по тестопластике.

Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности [5].

Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, дает простор детской фантазии. В последнее время в дошкольных учреждениях часто стали использовать соленое тесто. Поделки из соленого теста принято называть тестопластикой.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве [ 3, с.5].

Соленое тесто - самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала.. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином.

Для развития творческого воображения для детей мы организовали кружок “Тестопластика”. Цель кружка: развитие художественных и творческих способностей детей, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Таблица 1

План работы кружка «Тестопластика»

Тема

Цель

Краткое описание

1

Вводное занятие

Развить общее понятие о тестопластике. Техники безопасности.

Краткий рассказ о технологии изготовления изделий из соленого теста.

2

Способы лепки

Показ приемов лепки. Вызывать желание создавать рабочее пространство.

Оборудования рабочего места. Принадлежности необходимые для лепки. Сведения о материалах для изготовления изделий.

3

Лепим Снегурочку из пластилина.

Показ приемов лепки из пластилина. Развитие мелкой моторики рук. Закрепляем знакомые приемы лепки из пластилина.

Работаем с пластилином для сравнения. Поэтапно лепим Снегурочку.

4

Путешествие в «Круглую страну»

Продолжить развивать знания о тестопластике. Познакомить детей с формой круга и шара, находить между

ними различие; учить формообразующему движению – скатывание

жгутика, развить мелкую моторику. мышление, воображение.

Краткий рассказ о тестопластике. Найти различия соленого теста от пластилина.

Продолжить рассматривать приемы лепки из соленого теста.

4

Работа с красками

Раскрашивание кругов и шаров слепленных на предыдущем занятии Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к продуктам своего и чужого труда, материалу;

Развивать мелкую моторику рук.

Работаем с красками. Показ схемы размешивания цветов.

5

«Золотая Рыбка»

Рассказ о значении барельеф.

Учить в лепке знакомые способы работы на поверхности;

Продолжить развивать мелкую моторику рук.

Лепим изделия на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

6

Раскрашивание красками «Золотую Рыбку»

Развивать творческое воображение;

Учить раскрашивать изделия красками.

Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда.

Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Создаем небольшую композицию с помощью самых разных материалов.

7

«Сказочный снеговик»

Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Учить детей расплющивать исходную форму (шар). Лепить из частей, разделяя кусок на части, выдерживая соотношения пропорций по величине. Закреплять знания геометрических форм.

7

Раскрашивание «Сказочного снеговика» красками

Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками.

Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям своего и чужого труда.

Раскрашиваем красками. Работа с красками.

7

«В лесу родилась ёлочка»

Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы.

Из соленого теста сделать слои для елки, соединить их и оставить их застывать.

8

Раскрашивание красками «В лесу родилась ёлочка»

Учить раскрашивать изделия красками.

Продолжать воспитывать усидчивое, бережное отношение к изделиям.

Развивать мелкую моторику рук.

Раскрашивание изделия из соленого теста красками.

15

«Сказочный домик»

Знакомить с техникой. Ознакомить с предстоящей работой с родителями.

Проявить желание к самостоятельной работе с родителями.

Дети знакомятся с предстоящей работой с родителями.

Мастер класс в умении облеплять банку с окнами – получая образ сказочного домика.

16

Создаем интерьер для «Сказочного домика-подсвечника»

Воспитывать аккуратность.

Вызвать интерес и желание украсить интерьер.

Создаем интерьер для маленького сказочного мира.

17

Итоговое занятие «Галерея звезд». Знакомство с работами. Выставка.

Контроль знаний и анализ работ по рассказу. Развивать умение пересказывать по совместно придуманному рассказу.

Рассматривание работ. Дети знакомят свое изделие рассказывая по придуманной сказке.

Занятия проводятся два раза в неделю. Презентация персональной выставки ребенка является результатом продуктивной деятельности, персональной и социально значимой. По итогам работы кружка проводится выставка работ "Галерея звезд". К работе кружка активно привлекаются родители. Для них проводятся специальные консультации и мастер-классы. Проведенные с детьми тесты по уровню развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах работы показали положительные результаты.

Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

Литература

Григорьева, Г.Г. Лепка /Г.Г.Григорьева// Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.:ИЦ «Академия». – 2000. – с.276-304

Забрамная, С.Д. Развитие ребенка в ваших руках/С.Д.Забрамная. – М., 2000 -189с.

Казакова, Т. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов. //Дошкольное воспитание. / Т.Казакова. – 2006. № 2. – 3 с.

Комарова, Т.С. Детcкое художественное творчество: Для занятий с детьми 2-7 лет. - М,: Мозайка-Синтез, 2005.- 160 с.

Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей. / Г.В. Лабунская.- М., Просвещение, 2015. - 207 с.

Просмотров работы: 38