Традиции чаепития в узбекской и русскоязычной культуре - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Традиции чаепития в узбекской и русскоязычной культуре

Хайитмирзаев Бекмурод Дилмурод Угли 1
1КГСХА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Узбекское чаепитие возможно назвать традицией. Это скорее неотъемлемая часть жизни каждого узбекистанца или даже каждого человека, родившегося или проживающего на Востоке, не зависимо от его национальности, пола и возраста. Это необъяснимая повсеместная любовь к церемонии чаепития в Узбекистане в частности. Как поется в старой песне, исполненной Фарухом Закировым и узбекским ансамблем «Ялла»: «На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы!?».

Узбекское чаепитие, будь оно устроено в чайхане или дома в кругу семьи, имеет одинаковые мотивы. На Востоке говорят: «Если ты устал – выпей чай, если хочешь взбодриться – выпей чай, если хочешь пообщаться с друзьями на всевозможные темы – выпей чай…» Этот список можно продолжать до бесконечности. Ведь в Узбекистане любое событие или действие сопровождается чаепитием. Кстати, чай в Узбекистане предпочитают зеленый, потому что он и в холодное время согреет, и в жаркий сезон утолит жажду.

Узбекское чаепитие в чайхане – это совершенно отдельная ветвь жизни. С древнейших времен в чайхану приходили не только для того, чтобы утолить жажду божественным напитком – чаем, но для того чтобы пообщаться. Причем общение в чайхане происходило исключительно в приятной спокойной обстановке. Здесь обсуждались самые последние новости и актуальные темы. Здесь можно было встретить новых знакомых. Под тенистыми кронами деревьев, вблизи журчащего источника или речушки, люди проводили безмятежно свое время. Никто никуда не торопился. Да и куда торопиться, когда все самое интересное можно узнать здесь, в чайхане. По заведенным правилам, чайханщик или управляющий чайханой, следил за тем, чтобы все его посетители были обслужены. Кстати, нужно отметить, что мастерство чайханщика было весьма популярным и даже престижным занятием, ведь в чайхану приходила вся округа, и чайханщик знал всех. И все знали его. От него зависело, какой чай подадут тому или иному гостю.

Узбекское чаепитие в домашней обстановке ничуть не отличается от ранее упомянутого. С чая в Узбекистане начинают трапезу еды, им и заканчивают. Каждого гостя, зашел ли он на минутку или приехал издалека надолго, встречают и угощают чаем. Чай подают перед едой, для того чтобы настроиться на употребление пищи. Чай пьют и после еды, чтобы пища лучше усваивалась. Но в любом доме у каждой хозяйки непременно найдется вкусный чай и сладости к нему. Кстати, в Узбекистане, если Вы утром зашли в чайхану или в гости к кому-нибудь, Вас угостят таким завтраком: свежеиспеченная лепешка, виноград или другие фрукты и, конечно же, свежезаваренный зеленый чай. Недаром в народе ходит такая пословица: «Чай не пьешь – откуда силы берешь?»

Узбекское чаепитие имеет своеобразный ритуал заваривания чая. Свежее набранная вода должна хорошо прокипеть. Затем кипятком обливают внутренность чайника, чтобы согреть его. Вылив кипяток, в чайник кладут «хорошую» щепотку заварки и заливают ее на одну треть объема чайника горячей водой. Затем оставляют на 2-3 минуты. После заливают еще одну треть объема чайника и опять дают настояться 2-3 минуты. Последнюю треть заливают, приподнимая сосуд с горячей водой на разную высоту, чтобы «приподнять» чаинки со дна чайника.

Узбекское чаепитие начинается с того, что самый младший, из присутствующих за столом, делает «кайтар», то есть переливает чай из чайника в пиалу (именно из них пьют чай в Узбекистане) и обратно. Это действие производится трижды. В Узбекистане считают, что первая налитая пиала при «кайтаре» это глина, вторая пиала – это масло, а третья пиала – это уже сам чай. После того, как наливающий чай произвел все эти действия, он дает чаинкам осесть на дно и только потом наливает чай в пиалы и раздает гостям, приложив одну руку к сердцу. Очень важно – чай в пиалу наливают на одну треть! Если налить полную пиалу чая, это является знаком неуважения к гостю и подразумевает желание, чтобы он поскорее допил чай и ушел.

Об узбекском чаепитии можно говорить бесконечно. Но что говорить, когда можно приехать и самому стать свидетелем этой неотъемлемой части жизни и культуры.  

Чаепитие связано с огромным количеством традиций, смысла которых мы иногда даже не понимаем, но все равно им следуем. В разных странах эти традиции свои, но общее у всех чайных церемоний одно - чай создан для общения и понимания друг друга, он объединяет.

Чай в России появился раньше, чем в Европе, по дипломатически каналам, в качестве подарков русским правителям он пришел к нам из Азии. И очень понравился московскому двору. Чай начали возить в Московию специальными караванами из Китая, а европейцы смотрели и завидовали. Качество чая, который доставляли в Россию, было гораздо лучше того, который пили в Европе. Возможно, дело было в морской перевозке, без которой в Европу было никак не попасть. Русская чайная церемония не похожа ни на какую другую.

Пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция — это самовар, вокруг него рассаживались гости и домочадцы. Чай пили из больших чашек, наливали их доверху, особенно гостям. Таким образом, им показывали свое гостеприимство и радушие. Заваривала чай обычно глава семьи – супруга или старшая дочь. Чай наливали не до краев и обязательно чашки ставили в блюдца. На столе находились вазочки с пирогами и шаньгами, булками, кренделями, сушками, пряниками. Стояла там и сахарница с щипчиками. Не забывали наши предки и про мед, лимоны, молоко, сливки, которые добавляли в чай. Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Баба на чайник — это специальная грелка, выполненная в виде женщины в пышных ярких юбках. Ею накрывали верхнюю часть самовара в ожидании, пока заварится чай, позже — заварочный чайник. Кстати, сейчас бабу на чайник тоже можно купить и использовать — так напиток дольше сохранит тепло. Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. Подстаканники покрывали самыми разными узорами. Правда, появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным — серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах — там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась. Кстати, именно благодаря чаю появился «романс» — ныне хорошо известный музыкальный жанр. Это связано, прежде всего, с тем, что за столом обычно во время чаепития проводили много времени: обсуждались различные сделки, враги договаривались о перемирии, а влюбленные и их семьи — о помолвке. Неудивительно, что во время этих долгих встреч вспоминали о лирических стихах, позже положенных на музыку. Преимущество романсов заключалось еще и в том, что для их исполнения хватило бы одного простого инструмента, что было крайне удобным фактом во время исполнения песни за столом.

В любом случае чай был и остается важным русским напитком. Этот факт доказывает хотя бы количество народных фразеологизмов, основанных на названии напитка. Русские традиции чаепития чрезвычайно богаты, а само его существование важно, наверное, для любого жителя страны.

Литература

Все по эл. ресурсам

www.kivahan.ru [Электронный ресурс] : Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://kivahan.ru/russkoe-chaepitie-istoriya-chaya-v-rossii/

www.arhlive.ru [Электронный ресурс] : Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: https://arhlive.ru/item/118-o-russkoiy-chaiynoiy-ceremonii

www.aif.ru [Электронный ресурс] : Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://www.aif.ru/food/products/38668

Просмотров работы: 192