Постмодернизм — это сочетание и объединение схожих по своей структуре художественных явления и тенденций в культуре и искусстве 20 столетия, противопоставляющих свою идейность модернизму.
Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 1950-х годов. Чуть позже они проявляются в архитектуре США, других европейских стран и в Японии. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся все более устойчивыми [1].
При помощи средств массовой информации постмодернизм в 70-х годах получает свое заслуженное место триумфатора и становится “фирменным знаком” того времени, при помощи которого можно было стать привилегированным человеком.
Несмотря на то, что постмодернизм стал явлением международного характера, более всего он был распространен в Западной Европе, где ему предшествовали такие эпохи как Античность, Средневековье и Современность [2]. Именно в это время он демонстрирует себя как тип мировоззрения, идеологией которого являлось, устойчивое понимание того, что мир не устроен рационально и уже не обязательно создавать предметы, имеющие только практический и функциональный смысл. Самым главным становится процесс созидания при создании произведений и то как конечный продукт будет воздействовать на своего зрителя.
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. Именно поэтому появление нового направления в искусстве и дизайне стало актуальным для общества того времени. Так как у человека появилось желание спрятаться от серости, правильности и апатичности мира, переполненного продуктами промышленного производства.
Теперь вся человеческая деятельность преобразует окружающую среду придерживаясь канонам творчества и стирает грань между искусством и реальным миром, основываясь больше на чувствах чем на рациональности.
В это время дизайн становится ключевым видом профессионально-творческой деятельности, передовую роль начинает выполнять графический дизайн.
С данного направления прослеживается отказ от потребности в употреблении удобочитаемости шрифта, так как развороты журналов теперь воспринимаются одной единой композицией текста и картинок. На первое место выходит проблема проектного формообразования для наиболее “цепляющего эффекта” для потребителя. Эти стилевые потребности обусловлены перегруженностью обществом однотипными и скучными продуктами.
Новая волна в графическом дизайне начала формироваться в Швейцарии благодаря Вольфгангу Вайнгартену, который в Базельской школе с 1964 года осмыслял и осуществлял эксперименты со шрифтами, эффектами, межстрочными и межбуквенными интервалами. Именно после его манипуляций начал происходить постепенный отход от главного требования к печатному тексту, а именно удобочитаемости.
Особенной заслугой Вайнгарта представляется его требование поднять типографику до уровня искусства — обшей тенденции постмодернистской парадигмы культуры [3].
Его эксперименты, привели к появлению нового в графическом дизайне и формированию нового стилевого направления, соотносящегося с художественно-эстетическими принципами постмодернизма.
Отголоски того времени можно наблюдать и сейчас в современной печатной продукции. Дизайнеры и редактора журналов все чаще используют нестандартные подходы к формированию подачи информации, нередко используя тенденции постмодернизма.
Свое развитие постмодернизм в Италии 70-х годов начал, с приобретения таких черт как: отказ от промышленного производства, различные стили сливаются в один, графический дизайн часто использует многослойные, сложные структурные изображения с элементами декорирования поверхностей.
Также явно прослеживается идеология отказа от функциональности изделий, логики, простоты и порядка изделий для создания яркого образа с целью обратить внимание потребителей на продукт по средством синтеза поп-искусства и изящных искусств.
В это же время в Милане, постмодернизм приобретает стиль китча, броские геометрические формы и яркость цветов. Всё чаще изделия выходят ограниченными сериями, используются разнообразные материалы, фактуры, формы которые умело сочетаются друг с другом.
Демонстрация произведений на выставках чаще проходит под призывом относиться к дизайну проще, не придавать ему столько значения. Все эти действия так же, как и в итальянском постмодернизме направлены на установление эмоциональной связи между потребителем и продуктом, но при этом в Милане стали использовать знания в области социологии и маркетинга чтобы не просто демонстрировать и продавать продукт, а распределять его более грамотно между социальных групп.
Что касается современной интерпретации постмодернизма в интерьер, то его особенностью являются нарушение классических канонов пропорций, привнесение в интерьер контрастности, неопределенности в четко распланированный порядок и использовании гармоничных современных стилизаций.
В больших пространствах становятся уместны оригинальные конструкции различных форм и комбинаций с применением и сочетанием различных материалов и фактур.
Постмодернизм использует разнообразные сочетая стилистики прошлых лет. Отличительной чертой становится умение преобразить старые формы и преподнести их в новом контексте с неким преувеличением.
Цветовая палитра яркая и насыщенная. Присутствие флуоресцентных оттенков, перламутра, металлического блеска только украшает интерьер и производит неизгладимое впечатление.
Для фонового оформления используется мягкая бежевая палитра и пастельные тона. Характерными для стиля считаются контрастные комбинации из разных текстур и фактурных плоскостей [4].
В целом дизайн интерьеров в постмодернистской манере весьма популярен в настоящее время. Несмотря на свой свободный манер он имеет четкое представление о том, как удивить своего зрителя и чем. Это направление дает возможность проявить на практике все необычные и смелые задумки в оформлении интерьерного пространства. Благодаря своей концепции постмодернизм дает возможность уйти от серости и повседневности, создать благоприятные условия для проживания и улучшения психологического, морального состояния человека.
Искусство постмодернизма имеет много деталей и нюансов, оно многогранно и включает в себя различные чувственные оттенки. От самого зарождения направления по сегодняшние дни, оно не имеет четких правил, противоречий, бессвязности и амбивалентности. Оно сочетает в себе различные жанры и стили, но при этом тонко и гармонично объединяет все стилевые различия в яркие интересные работы дизайнеров всех направлений.
Я считаю, что данное направление в искусстве необходимо и актуально. Благодаря ему дизайнеры могут создавать смелые проекты, изучать новые стили их возможный синтез друг с другом. В ходе таких творческих экспериментов возможно создание нового современного направления.
Список литературы:
Jencks C.The Language of Postmodern Architecture. London, Overseas Publications Interchange LTD., – 1977. – 215с.
Иконников А.В. Художественно-композиционные проблемы архитектуры и дизайна / А.В. Иконников // Дизайн и архитектура. Новое в жизни, науке, технике. Сер.: «Строительство и архитектура» / гл. ред. Л.А. Ерлыкин. – М., 1984. – 310с.
Вейз Д. Времена постмодернизма / Д. Вейз. М.: Фактория, 2002. – 312с.
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/postmodernizm-v-iskusstve.html
https://studref.com/318285/marketing/graficheskiy_dizayn_epohi_postmodernizma. html