ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Определенное развитие получают все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Во-первых, формируются основы личности. Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. В-третьих, в этот период детства интенсивно развивается познавательная сфера и речь дошкольника.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей [16]. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности [16, с.192.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи и языка. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической и диалогической речи.
Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего – педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
Объект исследования – дети 5-6 лет.
Предмет исследования – особенности развития связной речи у детей 5-6 лет.
Цель исследования – изучить особенности развития связной речи у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования – развитие связной речи у детей 5-6 лет будет результативным если:
- будет тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности;
- ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям;
- будет соблюдена связность и последовательность высказывания, что во многом будет определятся его логико-смысловой организацией;
- ребенок будет передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям;
- связная речь, представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение;
- умеет содержательно и логично строить высказывание ;
- работа по развитию связной речи строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей речевого развития каждого ребенка (эмоциональность, непосредственность и в то же время точность и правильность звукового и грамматического оформления текста).
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть основные особенности развития связной речи у детей 5-6 лет.
3. Составить методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы: методики Г.А. Урунтаевой:
- методика 1 «Какой?..»;
- методика 2 «Исследования грамматического строя речи»;
- методика 3 «Исследования связной речи».
3. Методы качественной, количественной обработки результатов анализа данных.
Методологическую основу исследования составили труды по исследовании связной речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиной, Е.И. Тихеевой, А.А. Леонтьева, А.В. Текучевой, Т.А. Ладыженской, И А. Зимняя, В.П. Глухов.
База исследования: МАДОУ детского сада №18 «Прометейчик» в старшей группе «Искорка» г. Якутска, Республики Саха (Якутия).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1.Связная речь как предмет психологического исследования
Формирование устной связной речи составляет основную задачу лингвистического развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.[2, c.35].
Так же можно сказать, что связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими учеными.
По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. [18, с.560].
Ф.А.Сохин полагает, что: «В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности». [21, с.175].
«В овладении речью, - считает Л.С. Выготский, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». [5, с.58].
Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной, в специфическом, терминологическом смысле слова, называется такая речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Связность – означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя… Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания». [18, с.400].
Е.И. Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития». [22, с.159].
А.А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить». [13, с.225].
Ф.А. Сохин считает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности. [21,185]
По мнению А.В.Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.
По мнению А.А. Леонтьева термином «высказывание» определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой.[13, c.485]. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.
В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.
В современной лингвистической литературе для характеристики связной развернутой речи применяется категория «текст». К основным его признакам, «осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи», относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Т.А. Ладыженская в своих трудах выделяет такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста В синтаксической организации сообщения как единого целого главную роль играют различные средства межфразовой и внутрифразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением, служебные слова и др.). [12, с.191].
По мнению Т.А. Ладыженской, другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения – последовательность сложных соподчиненных отношений – временных, пространственных, причинно-следственных и качественных. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.).
И.А. Зимняя считает, что соблюдение связности и последовательности во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организации. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений. Элементарное проявление смысловой связи – межпонятийная связь, отражащая отношения между двумя понятиями. Основной тип межпонятийной связи - предикативная смысловая связь, которая «ранее других формируется в онтогенетическом развитии».[4, c.255].
Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.[10, c.464].
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие) уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.[11, c.107].
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Умение связно, последовательно точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие. При составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения. Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование имен существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложение, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. И поэтому, развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи [23, с.272]. Так в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Важно помнить, что раньше всего дети переходят к связному предложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. Таким образом, по достижении детьми старшего дошкольного возраста, связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывание и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На 6-ом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Два основных вида речи, которым обучают на занятиях по рассказыванию – это диалогическая и монологическая речь [4, c.128].С. Л. Рубинштейн [18], В. П. Глухов [9] считают, что диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, и состоит в основном обмене репликами [9, c.4]. Это является главной особенностью диалога. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
По сравнению с диалогической речью монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица. Коммуникативная цель монолога – это сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, протекающее относительно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [8, с.4]. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы [31, c.464]. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно из расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.
Развитие связной речи, а именно монологической и диалогической, зависит от того, как ребенок овладевает словообразованием и грамматическим строем. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы позднее исправлять их в подходящей обстановке. Работа по развитию связной речи строится с учетом возрастных особенностей детей при этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка (эмоциональность, непосредственность и в то же время точность и правильность звукового и грамматического оформления текста).
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).
Ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше.[25, c.192]. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления. Вместе с тем в речи ребенка пятого года жизни сохраняются черты предыдущего этапа развития: в рассказывании ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там»; встречаются и самые разнообразные ошибки в звуковом оформлении высказывания. С одной стороны, у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
В развитие звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука, заданного от звука, им самим произносимого. В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У него складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Именно на пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность.[26, c.272].
Обогащается лексика и формы ее использования. Если в процессе наблюдений и рассматривания картин обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, уже в 5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем и способами характеристики. Хотя пока дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, т.е. с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения.
По мнению О.С. Ушаковой на пятом году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучности слов, что приводит их к ошибочным сближениям (горы-город, трава-отравить, деревья-деревня). Т.е. смысловое истолкование идет вслед за звуковым. Звуковой комплекс как бы освобождается от значений и выступает для ребенка с материальной точки зрения. «Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом.» [26, с. 272].
Звуковая сторона слова также привлекает ребенка. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную работу по освоению языка.
Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требует более развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [20, с.252].
Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.
Дети 4-х лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами: ещё, потом). [25, c.192].
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).[24, c.8].
Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.[14, c.50]. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опоры на наглядны материал и бес опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.[11, c.107]. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательно их расположении, структурирование высказываний, в их языковом оформлении.
Целенаправленное развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста:
Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.[6, c.159].
Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ).
Рассмотрим развитие функций речи у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.[24, c.192].
Развитие понимания речи в этом возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.
Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства характерные для литературного произведения.[8, c.28].
Понимание инструкций взрослого проявляется в двух основных моментах в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Первоначально малыши, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить действия. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать. Самостоятельно организовать свою деятельность на основе инструкций малыш не может. Переломным моментом в развитии понимания инструкций и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная организация старшими дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции.
Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.
О развитие знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.
Задача звукового анализ слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процесс специального обучения. Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в 5 лет у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове. [1, с 237].
Таким образом у детей дошкольного возраста нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.
Вывод по 1 главе
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе [23, c.254].
В дошкольном возрасте формируется активная речь, которая становится средством общения, возникает описательная речь, появляется ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники. Формируется слушание и понимание литературных произведений. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Речь становится особым видом произносительной деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы.
В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.
Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).
Таким образом у детей дошкольного возраста нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддержать непринужденную беседу ответить на вопросы и так далее) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.
ГЛАВА II. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у детей 5-6 лет
Исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада №18 «Прометейчик» в старшей группе «Искорка» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы - возраст 5-6 лет.
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, мы использовали методики Г.А. Урунтаевой для исследования и выявления уровня развития связной речи у детей 5-6 лет:
- методика 1 «Какой?..»
- методика 2 «Исследования грамматического строя речи».
- методика 3 «Исследования связной речи».
В ходе исследования ребенку были заданы вопросы, которые были направлены и на понимание обращенной речи и на понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) были оказаны помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. Исследования грамматического строя речи включают в себя изучение понимания предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Для выявления уровня связной речи дошкольников были использованы следующие показатели:
Низкий уровень - неправильное выполнение задания. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Средний уровень - испытывают небольшие затруднения. Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
Высокий уровень - правильное выполнения задания. Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
Методика № 1: «Какой…?»
Цель - выявить объем активного словаря.
Материал: - предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, рукавица.
Процедура проведения - Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т.д. спрашивают: «Какой….?»,чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.
Обработка данных. Подсчитывают правильность называния:
1 балл - наличие правильного ответа.
0 баллов - неправильный ответ.
Анализ уровня объема словаря:
10 баллов - высокий уровень объема словаря: словарь ребенка характеризуется полным объемом словаря (как активного, так и пассивного), в словаре присутствуют все части речи, нелитературная лексика отсутствует. Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова, противоположного значения. Понимает слова с переносным значением и использует их в речи.
6-9 баллов - средний уровень: объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Подбор слов не всегда соответствует точному обозначению признаков, затрудняется в подборе слов сходных или противоположных по значению.
0-5 балла - низкий уровень: объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.
В таблице 1 представлены результаты исследования по методике №1 «Какой…?».
Таблица 1
Показатели уровней развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Уровни |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
- |
- |
Средний |
11 |
68,75 |
Низкий |
5 |
31,25 |
Анализ результатов методики показал, что на среднем уровне находятся 11 детей, что составляет 68,75% от всего количества испытуемых. Объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Они испытывают трудности при подборе нужного слова и в умении выявлять качества предмета.
На низком уровне с заданием справились 5 детей, что составило 31,25% от всего количества не справились с заданием. Характеризуется тем, что у детей с низким уровнем развития объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы. Так как недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.
Методика №2: «Исследования грамматического строя речи».
Задание 1: Положи мячик в коробку, на стол, под стол и т.п.
Цель: Выявить уровень понимания предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.
Оценка:
1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
Задание 2: Покажи на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла куклы, мяч – мячи.
Цель: Понимание форм единственного и множественного числа существительных.
Оценка:
1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
Задание 3: Покажи на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч мячик, кукла – куколка.
Цель: Понимание уменьшительно - ласкательных суффиксов существительных
Оценка:
1 балл - правильное и точное выполнение;
0,5 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла - пропуск, искажение смысла инструкции;
Выводы об уровне развития:
2,25-3 баллов - высокий уровень: умеет правильно использовать в речи разные синтаксические конструкции; умеет согласовывать глаголы с существительными, употреблять существительные множественного в родительном падеже, несклоняемые существительные; а также подбирать однокоренные слова. Допускает ошибки лишь в отдельных трудных случаях.
1,5-2,24 баллов - средний уровень: допускает ошибки при согласовании глаголов с существительными по числам и родам, прилагательных с существительными по числам, родам и падежам, при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, испытывает затруднения при составлении сложных предложений и конструировании предложений.
0,75-1,4 балла - низкий уровень: чаще допускает грамматические ошибки, особенно в словах, которые являются исключением из правил (при употреблении несклоняемых имен существительных, при согласовании глаголов с существительными); не умеет конструировать и составлять сложные предложения.
В таблице 2 представлен результат исследования по методике №2 «Исследования грамматического строя речи».
Таблица 2
Показатели уровня грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Уровни |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
4 |
25 |
Средний |
7 |
43,75 |
Низкий |
3 |
18,75 |
Анализ результатов свидетельствует, что у 4 детей (25%) отмечаются высокий уровень грамматического строя речи. У данных детей при исследовании были выявлены следующие особенности: правильно выполнили и поняли предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, за, формы единственного и множественного числа существительных, уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных.
Средний уровень грамматического строя речи показали 7 детей (43,75%). Они правильно выполнили и поняли предложно-падежные конструкции с предлогами на, в, под, за, формы единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, после стимулирующей помощи взрослого.
Низкий уровень грамматического строя речи было выявлено у 3 детей (18,75%). Не справляясь, пропустили задания, не поняли смысла инструкции.
Методика №3: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ. Возможно использование какой - либо другой последовательности из 4 - 5 картинок.
Обработка данных. В составлении рассказа по серии сюжетных картинок анализируются показатели связной речи:
1.Содержательность- насколько полно и интересно ребенок передает содержание готового текста и собственного рассказа, точно следуя его теме, правильной формулировке его основной мысли.
2.Логическую последовательность и структурное оформление- построение рассказа в соответствии с логическим переходом от одной его части к другой, не допуская излишних вставок и повторений (пересказанный текст сопоставляют со структурой первоначального;
3.разнообразие лексических средств – полнота использования частей речи и особое внимание обращают на эмоциональную и эстетическую оценку.
4.грамматическую правильность – правильное, грамотное построение предложений
5.развернутость – обьем слов и предложений
6.эмоциональность – частота использования оценочных суждений и соответствующих суффиксов при словообразовании или включение себя в качестве действующего лица.
7.выразительность – особенности интонации, темпа, ритма, силы голоса, богатство и разнообразии мимики и пантомимики.
8.самостоятельность – степень необходимости в подсказках, вспомогательных вопросах или в повторном чтении текста при пересказе.
Каждый показатель оценивается в условных баллах:
5 баллов – содержательное, точное, последовательное, выразительное, самостоятельное построение рассказа, отсутствие грамматических ошибок и неоправданных пауз, наличие разных типов предложений, а также характеристик персонажей, диалогов между ними, передачи их желаний и чувств.
2,5 балла – отсутствие нарушений логики, грамматических ошибок и длительных пауз, картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – нарушение структуры и логики текста, бедность словарного запаса, раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
В таблице 3 представлены результаты исследования по методике №3 «Исследования связной речи».
Таблица 3
Показатель уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Уровни |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
5 |
31,25 |
Средний |
4 |
25 |
Низкий |
7 |
43,75 |
У 5 детей (31,25%) отмечается высокий уровень развития связной речи. Самостоятельно составили небольшой рассказ по серии сюжетных картинок. Из данной таблицы видно, что средний уровень показали 4 детей, что составило 25% от всего количества испытуемых, так как они самостоятельно составляли рассказ, но картинки разложили со стимулирующей помощи взрослого. Низкий уровень составили 7 детей (43,75%). Они совместно составили с воспитателем рассказ по наводящим вопросам (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его связной речи (Таблица 4). По структурным компонентам языковой системы (понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи) нами были введены обозначения уровня развития связной речи:
Высокий уровень (13,5- 17 баллов) - ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
Средний уровень (7,5-13,5 баллов) - ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине.
Низкий уровень (2,25-7,25 баллов) - ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден.
Таблица 4
Результат диагностики уровня сформированности связной речи по методикам у детей старшего дошкольного возраста
Уровни |
Экспериментальная группа |
|
Количество детей |
% |
|
Высокий |
3 |
18,75 |
Средний |
13 |
81,25 |
Низкий |
- |
- |
Результаты исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что у 13 детей (81,25%) средний уровень развития. Для этих детей характерна развернутая фразовая речь, активная речь - простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, после стимулирующей помощи взрослого. Высокий уровень развития связной речи детей были выявлены у 3 детей, что составляет 18,75%.
Таким образом, мы видим, что на данной проведенной исследовании большинство детей старшего дошкольного возраста показали средний уровень развития связной речи.
2.2. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей 5-6 лет.
Развитие связной речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Для повышения эффективности работы в ДОО по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста были разработаны следующие рекомендации.
1.Работая над развитием связной речи, использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Есть разные варианты использования сюжетных картинок. Например: закрыть последнюю картинку и предложить придумать окончание истории; закрыть картинку в середине и предположить, что же произошло, почему так окончилась история и т.д.
2.Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.
3.Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания.
4.Дети черпают свои знания об языке из окружающей жизни. Они воспроизводят все, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому воспитатель должен быть внимательным к своей речи, со словарем готовится к работе с детьми, постоянно следить за речью своей и детей не только на занятии, но и в бытовой деятельности.
5.В настоящее время имеется большое количество литературы, включающей различные речевые игры для детей. Из множества предлагаемых игр важно выбрать те игры, которые соответствуют программным требованиям, а также возрастным и индивидуальным возможностям детей. Основанием для составления картотеки дидактических игр по развитию связной речи является соблюдение следующих принципов:
-знание возрастных речевых возможностей детей;
-знание методики развития речи и в частности авторские методики;
-тематическое планирование игр и занятий;
6. Активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:
- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;
- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;
- использовать приём «домашнее задание»;
- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.
Перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
Вывод по 2 главе
Исследование проводилось на базе МАДОУ детского сада №18 «Прометейчик» в старшей группе «Искорка» г. Якутска, Республики Саха (Якутия). В исследовании участвовало 16 детей старшей группы - возраст 5-6 лет. С помощью методик, разработанных Г.А. Урунтаевой, было проведено исследование уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста показали, что у 13 детей (81,25%) средний уровень развития. Для этих детей характерна развернутая фразовая речь, активная речь - простые предложения. Правильное выполнение и понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, форм единственного и множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных, после стимулирующей помощи взрослого. Высокий уровень развития связной речи детей были выявлены только у 3 детей, что составляет 18,75%.
Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, для повышения эффективности работы в ДОУ по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста были разработаны методические рекомендации, которые достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
В дошкольном возрасте формируется активная речь, которая становится средством общения, возникает описательная речь, появляется ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники. Формируется слушание и понимание литературных произведений. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания.
Проводя соответствующую работу по формированию связной речи, педагоги направляют свое внимание не только на развитие и совершенствование речевого развития детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
В детском саду для детей предоставлены все возможности для всестороннего формирования поведения и личности ребенка с речевым дефектом. В вопросах совершенствования связной речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования.
Наряду с этим важно и обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В качестве основных показателей связности мы должны формировать у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Нами была проведена диагностика с детьми 5-6 лет. На основе этого, мы выявили, что у детей 5-6 лет в основном преобладает средний уровень связной речи. Исходя из результатов констатирующего этапа исследования, для повышения эффективности работы в ДОО по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста была разработана методическая рекомендация педагогам. Работая над развитием связной речи, следует использовать серии сюжетных картинок, т.к. они помогают дать детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы стимулировать формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания. Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять.
По итогам проведенного исследования можно заключить о том, что развитие связной речи у детей 5-6 лет доказана. Цель и задачи достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина; Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. Заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
2. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста /И.О. Болотова. — 2016. — №7.6. — С. 35-38.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
4. Волков, Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.
5. Выготский, Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.
6. Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов. - М.: Изд-во: МГУ, 2008.
7. Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание /В.В. Гербова. - 2010. - N 1. - с. 18-23.
8. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание/В.В. Гербова. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
9. Глухов, В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. / В. Глухов, В. Ковшиков. - М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.
10. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов – 2-е изд., стандарт третьего поколения под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб.: Питер, 2015. – 464 с.: - ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
11. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2008. – 107 с.
12.Ладыженская, Т.А. Живое слово / Т.А.Ладыженская. —Москва: Педагогика, 1988,-191 с.
13. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2009. – 485 с.
14. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
15. Панина, А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого- педагогических и лингвистических исследованиях. /А.В. Панина / Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 3.
16. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
17. Радыгина, П.Н. Речевые проблемы современных дошкольников /П.Н. Радыгина, Н.Г. Гайфуллина //Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 6-1
18. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 560с.
19.Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. / Е. О. Смирнова. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.
20.Смирнова, Е.О. Психология/ А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейн. —Москва: Просвещение 1962,—412 с.
21.Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
23. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии /Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 25 с.
24. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
25. Ушакова, О.С., Развитие речи детей 3-5 лет. - 3-е изд., дополн. /Под редакцией О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192с.
26. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. - 2-е изд., переработан и дополнен под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2012. – 272с.
27.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
28. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б.Эльконин. —Москва: Тривола, 1994,—324 с.