ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Клименко Е.В. 1
1ИАТУ, факультет «Самолетостроение»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Воспитание молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются снижением воспитательного воздействия семьи.

Понятие «нравственность», образованное от корня «нрав», означает, согласно определению, данному в толковом словаре русского языка, «внутренние качества, которыми руководствуется человек; этические нормы».

Нравственное воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств: ответственности, патриотизма, устойчивости научного мировоззрения, сохранению общечеловеческих ценностей и т.д.

Сегодня актуальной является проблема нравственного воспитания молодежи, так как в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как на позитивного, так и негативного характера ( это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Современное состояние системы ценностей молодежи вызывает острый интерес ученых. Известно, что характер ценностных ориентаций человека определяет его поведение в различных ситуациях, его политические взгляды и психологические установки, отношение к близким людям и образ жизни в целом. При этом надо учитывать, что молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации норм, традиций, именно она быстрее других воспринимает новые ценностные ориентации. Различие в восприятии, усвоении норм и ценностей общества по сравнению с другими социальновозрастными группами способствует формированию соответствующих форм поведения молодежи.

Масштабные экономические, социальные и политические перемены в российском обществе усиливают противостояние между ценностями традиционной культуры и вновь появляющимися.

В России формирование ценностной системы молодежи носит конфликтный характер, который выражается в несовпадении взаимных ожиданий как отдельных социальных субъектов, так и общества в целом. Данная тенденция обостряется из-за того, что старые нормы и ценностные ориентации, господствовавшие ранее в общественном сознании, во многом не соответствует условиям жизни, которые формируются рыночной экономикой, демократизацией общества.

Сегодня процесс социального становления молодежи отличается от того, который был характерен для предыдущих поколений. Основное отличие заключается в утрате стандартных (традиционных) бесконфликтных моделей включения молодого человека в социокультурное сообщество. Для успешной самореализации уже недостаточно элементарного усвоения и воспроизводства соответствующих норм поведения и ценностных ориентаций через институты социализации (семья, образование и т.д.); новые реалии диктуют рост личной ответственности человека за все его поступки. Ситуация такова, что молодежь постоянно сталкивается с социальными противоречиями, связанными с экономическими и политическими трансформациями в стране, зачастую оказываясь один на один с острыми социальными проблемами.

Многие исторические события доказали, что молодежь является мощной, непредсказуемой, а в некоторых случаях революционной социальной силой, с которой необходимо считаться. Это предполагает ответственный подход к решению ее проблем.

Очерченный круг проблем свидетельствует о том, что нынешнее молодое поколение вынуждено адаптироваться к экономически нестабильному обществу, в котором девиантное поведение становится если не нормой, то вполне привычным явлением.

В России с развитием рыночной экономики начались макропреобразования, что привело к трансформации прежних социальных институтов, изменению ценностных ориентаций и моделей поведения целых социальных групп.

Современная тенденция такова, что молодым поколением зачастую игнорируются этические ценности как не способствующие достижению прагматической цели. Таким образом, молодежь с каждым годом все более воспринимает профессиональное образование лишь в качестве средства для удачного трудоустройства, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус, хороший заработок, т.е. как способ материального обогащения.

Демократизация и проведение экономических реформ в России, с одной стороны, позволили каждому человеку стать социально и политически активным, свободно выражать свое мнение, с другой - привели к разрушению прежних стереотипов мышления и поведения, трансформации системы ценностей и уклада общества в целом. Если старшее поколение русских людей росло в условиях всеобщего коллективизма, воспринимаемого как универсальная ценность, то сейчас на первое место выходит индивидуализм, забота человека прежде всего о собственном материальном и духовном благополучии (при этом последнее в меньшей степени волнует современную молодежь).

Очевидно, что в силу своих социальных и психологических особенностей молодежь наиболее остро ощущает эти перемены и быстро приспосабливается к новым реалиям. Поэтому ориентация на личный успех становится важным компонентом жизненной стратегии молодежи в современных рыночных условиях. Важно заметить, что структура и характер условий, способствующих достижению жизненного успеха, меняются. Так, в середине 90-х гг. XX в. в ряду приоритетных условий молодые люди называли работу, семью, друзей. А уже в настоящие время главными факторами достижения успеха признаются: целеустремленность, амбиции, личные способности человека, трудолюбие и влиятельные связи.

Широкое распространение среди молодежи идеалов, связанных с индивидуальным успехом, и одновременно с этим коррумпированность, нестабильность общества, в котором мы живем, приводит к тому, что современный молодой человек не чуждается любых средств при достижении поставленной цели. Подобная модель адаптации, характерная для современного молодежного социума, связана с распространением в нем девиантного, а иногда и делинквентного поведения, нарушающего установленные социальные нормы. Все это провоцирует возникновение конфликтных ситуаций, нередко работающих не на развитие, а на социальный регресс.

Особое внимание к таким личным качествам, как способности, трудолюбие, целеустремленность, означает, что современный молодой человек во многих ситуациях рассчитывает прежде всего на себя, подтверждая тенденцию развития индивидуализма, а не коллективизма в нашей стране. В отличие от людей более зрелого возраста, молодежь быстрее и легче адаптируется к переменам в обществе, она психологически готова нести ответственность за свою судьбу. Считается, что у современной молодежи сильно развиты следующие качества: самостоятельность (68%), доброта и любовь к людям, честность. Многие качества они определяют как «достаточно развитые» в себе: стремление к знаниям, инициативность, профессионализм, решимость. Очевидно, что современный молодой человек сознательно оценивает себя как среднеразвитую личность, не претендуя на более высокие позиции, но и не признавая наличие слабостей, личностных дефектов. Подобная самооценка не позволяет развивать слабые личные качества и с максимальной выгодой использовать сильные.

Бесспорно, что молодое поколение сегодня больше ориентировано на индивидуальные ценности. Акценты жизненных ожиданий молодежи заметно сместились: усиливается высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Но не следует забывать, что молодая личность находится на стадии становления и нуждается в целенаправленном воспитании и непрерывном ориентировании со стороны общества через институты социализации, в частности профессиональной социализации.

Литература:

1. Бессонов, Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий : учебное пособие / Б. Н. Бессонов. - М. : Норма, 2006. - С. 269.

2. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильмс. - М. : Наука, 2001. - С. 109.

Просмотров работы: 174