МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ: В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ: В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Баханов Д.В. 1, Зотова О.А. 2
1ИАТУ, факультет «Самолетостроительный»
2Институт Авиационных Технологий и Управления Ульяновского Государственного Технического Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные учёные – философы, социологи (Л.М. Архангельский, А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.И. Котов) трактуют «мораль», во-первых, как совокупность определённых норм поведения, сложившихся в данном обществе и регулирующих межличностные отношения; во-вторых, как нормы и оценочные представления, принятые в этом обществе и осуществляемые разными людьми без исключения.

Несмотря на то, что термины «мораль» и «нравственность» часто в научной литературе отождествляются, в значении этих двух слов наблюдаются существенные различия.

Понятие «нравственность», образованное от корня «нрав», означает, согласно определению, данному в толковом словаре русского языка, «внутренние качества, которыми руководствуется человек; этические нормы» [4, с. 414].

Анализ современной научной литературы по проблеме нравственности показал, что многие философы, культурологи, педагоги, психологи (В.С. Библер, Б.С. Братусь, В. Вичев, Б.Л. Вульфсон, А.Г. Здравомыслов, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачëв, Н.В.Рада, В.А. Сластёнин, И.Ф. Харламов, Е.Н. Шиянов), исследуя сущность нравственности, в первую очередь указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида.

Значительный интерес представляет позиция современного исследователя Л.М. Лузиной, отождествляющей нравственность с «простой человечностью» [2, с.15]. Автор полагает, что обычные нравственные нормы («доброта, надежность, скромность», толерантность и др.) заключают в себе основу человеческих добродетелей, являющихся, с одной стороны, нравственными направляющими (путеводителями), а с другой стороны, результатом самостоятельной, свободной творческой деятельности человека «на пути» к нравственному совершенствованию.

В последнее время многие исследователи проводят взаимосвязь между понятиями «нравственность» и «духовность» через категорию «духовно-нравственный». «Духовность в наши дни», говоря словами П.С. Гуревича, есть «один из востребованных» терминов [1, с.110]. Однако, как показывает анализ научной литературы, единства в трактовке этого многоаспектного понятия нет.

Термин «духовность» берёт свое начало от слова «дух», имеющего три значения:

1) «сознание, мышление, психические способности»;

2) «внутренняя, моральная сила»;

3) «в религии и мифологии: бесплотное сверхъестественное существо» [4, c.178]. Исходя из третьего толкования, «духовность» долгое время соотносилась с религиозно-философским понятием, олицетворяющим, с одной стороны, духовную субстанцию, принимающую участие в сотворении мира; с другой стороны, выражающим веру в трансцендентальную силу.

В психологическом обиходе (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков) духовность определятся как потребность в постижении окружающего мира, своего внутреннего «Я» и в осознанном понимании своего назначения в жизни. В духовности, как в определенном способе жизни, человек находит ответы на многие вечные вопросы: ради чего он живёт, что есть истина, добро, любовь. Духовные стремления личности находят реализацию в «художественно-эстетической деятельности» [3, с.335].

А.К. Уледов, специалист по социальной философии и социальной психологии, рассматривает духовность как социальную ценность, как качество человека, которое проявляется не только в «его тяге» к вечным истинам, но и в его желании побороть собственный эгоизм, «своекорыстие в отношении других людей», социума [130, с.20]. Духовность, с точки зрения учёного, неразрывно связана с процессом вхождения индивида в национальную культуру и его приобщением к народным традициям.

Литература:

Гуревич, П. С. Этика: Учебное пособие для вузов [Текст] / П. С. Гуревич. М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2006. 416 с.

Лузина, Л. М. Нравственные добродетели как содержательный ориентир ценностного самоопределения современных школьников / Л. М. Лузина// Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности. Ульяновск, 2005. С.1016.

Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М. : Азь, 1994. 908 с.

Просмотров работы: 30