АГРЕССИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АГРЕССИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Апполонова Я.В. 1
1ИАТУ, факультет «Самолетостроение»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема агрессии является одной из самых острых в мире. Значительный рост численности агрессивных молодых людей, склонных к проявлению актов жестокости и насилия, свидетельствует о том, что этот вопрос является актуальным для общества в целом.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др. ).

Реан А.А. предлагает различать понятия «агрессия» и «агрессивность»: «Агрессия – это намеренные действия, направленные на причинения ущерба другому человеку, группе людей или животному … Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, то есть, если агрессия – это действия, то агрессивность – готовность к этим действиям».

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии :

Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

Косвенная агрессия направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье);

Раздражение (вспыльчивость, грубость):

Негативизм (оппозиционная манера поведения):

Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань).

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Настороженность должна вызывать ситуация , когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. Устойчивые агрессивные реакции могут быть связаны с ощущениями беззащитности , ненужности. Агрессия может быть причиной разочарования, невозможности достичь цели, в результате чего нарастает напряжение, повышается тревожность и возникает чувство безысходности. По мнению Г. Паренса, любая форма агрессии – враждебность, упрямство, упорство – может быть вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее. Автор выделяет две основные формы агрессии:

1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

2. Деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшать способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется и становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Э. Аронсон, Т.Уилсон, Р. Эйкерт среди причин агрессивного поведения перечисляют следующие:

- боль, дискомфорт, фрустрация;

- уровень гормона тестостерона в крови человека;

- алкоголь;

- наличие агрессивного стимула;

- подражание агрессивным действиям значимого окружения;

- эффекты наблюдения насилия в масс-медиа.

Среди мотивов агрессивного поведения, Е.О.Смирнова и В.М.Холмогорова различают следующие:

- привлечение к себе внимания;

- ущемление достоинств другого человека с целью подчеркнуть свое превосходство;

- защита и месть;

- стремление быть главным;

- стремление получить желанный предмет.

Агрессия, по мнению ученых, не может полностью исчезнуть из общества. Это одна из его характеристик. Ее полное отсутствие было бы столь же симптоматично, как и превышение допустимого уровня. Поэтому идеальная ситуация — это некое сбалансированное состояние.

Литература:

1.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — Воронеж, 1996. - 176 с.

2. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Просвещение, 1985.- 140 с.

3. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 504 с.

Просмотров работы: 855