В психолого-педагогических исследованиях эмпатия рассматривается с разных сторон. Многими исследователями эмпатия признается доминирующей побудительной силой личности к действию в обществе. Социально-техническое развитие общества, страдающего экономическими кризисами, социальными конфликтами, межнациональными войнами способно привести на современном этапе человека к разрушительным психическим процессам, доминирующими среди них являются дегуманизация человеческих отношений, деградация способности понимать другого человека, усиление процессов отчуждения и разобщения между людьми. Психологи доказывают, что на смену эмоционально-нравственному отношению к действительности пришло равнодушие, глухота и очевидная ассоциальность.
Как самоценная форма активности личности эмпатия начинает зарождаться в раннем возрасте, который является сензитивным периодом для развития эмоционально-чувственной направленности ребенка на внутренний мир другого человека. В период с года до трех лет закладывается базис личностной культуры, включающий способность сопереживать другим. В дошкольном детстве развитию эмпатии принадлежит особая роль, так как от умения сопереживать и сочувствовать зависит формирование доминирующих ценностей ребенка и его социометрический статус, место в группе сверстников и умение строить искренние и надежные отношения с окружающими. У старших дошкольников эмпатия как эмоционально-чувственный компонент становится определяющим в межличностных отношениях. И нам представляется важным не упустить этот этап онтогенеза, создать дошкольнику условия, которые бы, с одной стороны, способствовали развитию эмпатии у ребенка, а с другой формировали его эмоциональную устойчивость, что позволяет стать способным адекватно реагировать в этом сложном и нестабильном мире человеческих отношений.
Поэтому нас заинтересовала эта проблема, и мы задумались над вопросом: нужно ли развивать эмпатию или ребенок становится эмпатийным стихийно.
Эмпатию мы рассматривали как самоценную форму активности ребенка старшего дошкольного возраста. Анализ теоретических подходов к развитию эмпатии старших дошкольников в отечественных и зарубежных работах показал, чтонаиболее часто встречаются понятия эмпатии: 1) как познания и понимания чувств и потребностей других; 2) как вчувствование в события, объекты, природу; 3) как аффективные связи с окружающими, проникновение в состояния другого человека или группы; 4) профессиональное качество специалиста.
Давайте рассмотрим эмпатию как феномен, который включен в жизненные отношения людей, как своеобразный эмоциональный процесс, в генетическом плане представленный трехзвенной цепочкой: сопереживание - сочувствие - импульс к содействию. В каждом звене этого процесса есть свое место, функционирование зависит от ряда психологических механизмов. Эмпатия основана на человеческой потребности - потребности в другом человеке. Начало развития эмпатийного процесса зависит от осознания и принятия эмоционального состояния другого человека, эмоционального заражения и эмоциональной идентификации (отождествления) с другим человеком, переживания эмоций, который испытывает другой.
Можно ли обучить ребенка эмпатии? Как считает В.А.Петровский, обучение моральным нормам и правилам и следованию им, является необходимым, но недостаточным условием для развития эмпатии, так как затрагивается поверхностный слой структуры субъективного опыта, он изменчив, подвижен, зависит от требований наличной ситуации. Лишь проникая в эмоционально-мотивационную сферу, в частности в эмпатийную, регулируемую нравственными мотивами, возможно добраться до глубинного ядерного слоя личного опыта. В этих структурах содержится жизненный смысл и значения, из них транслируется основное побуждение. Ребенок дошкольного возраста во всем зависим от взрослого, на него направлено воспитательное воздействие взрослого, «следует или не следует нормам поведения». У него стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаружатся в более старшем возрасте.
Для психолого-педагогической практики проникновение в особенности ребенка в дошкольном детстве, когда закладывается мотивационно-потребностная сфера личности ребенка особенно важно. Эмоциогенная среда, окружающая малыша, по мнению В.А. Петровского, - предметная, социальная, природная и среда собственного Я - это та среда, которая обеспечивает развитие познавательного, собственно аффективного и произвольно-волевого направления личности. Эмоциогенная среда очень хрупкая, может быть разрушена очень легко: лишь грубым словом, злым взглядом, обидным поступком и т.п. Это может быть незаметным, неощутимым для воспитывающих взрослых, не понимающих значимости эмоций, пронизывающих «ядерные» структуры личности ребенка. Возможно и сама среда может выступать как разрушительная, опасная, заряженная деструктивными силами. Эти опасные для развития ребенка условия являются деструктивными в первую очередь для его эмоционального развития.
В развитии эмоциональных устремлений дошкольника в сфере «Я -Другие» большое значение отдается эмоциогенной среде, условно разделенной на несколько сфер: «Я - мать», «Я - родители», «Я -отец», «Я - домашние близкие», «Я - брат и/или сестра», «Я - дети», «Я -воспитатель(и)», «Я — друзья дома», «Я — взрослые», «Я — общественные явления». Каждая из этих сфер в хронологическом порядке появляется у ребенка по мере подрастания. Наиболее значимы для малыша с раннего детства отношения с матерью. В этом эмоциональном взаимодействии скрыты гигантские развивающие возможности. На ранний период приходится достижение осмысленного крика ребенка, своеобразного языка, на котором ребенок общается с матерью, появление «социальной» улыбки. Мы не нашли специальных исследований как с рождения проявляется психологический механизм «эмоционального заражения», но уверены, что он является ведущим в личностном развитии ребенка во всех эмоциогенных сферах, составляющих среду «Я - другие». Близость значимого взрослого к ребенку усиливает действие механизма «эмоционального заражения». Ребенок переживает опосредованно явления в обществе, волнующие семью, родителей. Взрослея, ребенок пересматривает оценки, в связи с этим взрослые в глазах ребенка переходят из категории «очень умных» в категорию «далеко не умных, с мнением которых можно не считаться» и т.д. Родители обязаны понимать, какой созидательной и разрушительной силой владеет механизм "эмоционального заражения", должен и обязан защитить ребенка, нежные «ростки» его эмоций и представлений о мире и людях от разрушительной силы агрессии и зависти, от загрязнения разрушающими и деструктивными эмоциями. Это поможет ребенку преодолеть страхи, перевозбуждение и другие эмоциональные нарушения.
Основным чувством, которое наполняет сферу «ребенок - мать» является любовь. Дети, не испытавшие любви или недолюбленные матерью, теряют очень ценное для себя, что впоследствии трудно восполнить. Ребенок, который еще не способен глубоко проанализировать эмоционально поведение матери, может усомниться, что его любят, что подорвет доверие к миру. Нужно ли матери сиюминутно проявлять нежнейшие материнские чувства. Спорно или нет? Мы считаем, что малыш должен «купаться в волнах материнской любви, но не считать заботу о ребенке жертвой. Ребенок еще не в состоянии оценить глубину жертвенности материнского поведения, если мать считает, что забота о малыше в ущерб собственному благополучию. Материнская любовь должна приносить радость женщине. Агрессия, переживания зависти, физические наказания не должны присутствовать в общении с ребенком. Физические наказания опасны тем, что порождают в ребенке ответную агрессию, замкнутость, жестокость, желание подавлять других детей, но и тем, что они могут «нравиться» ребенку, сломать линию его личностного развития.