Для развития творчества наиболее сенситивным является старший дошкольный возраст, потому что у ребёнка к этому возрасту достаточно хороша сформирована речь, и он готов к социализации, но с другой стороны, ещё не социализирован. Для дошкольника мир загадочен, проблематичен. Ребенок не знает о мире профессий практически ничего, не имеет четкого представления о том, кем он станет в будущем.
Мозг старшего дошкольника находится на стадии развития. Строение головного мозга не предусматривает, какие профессии, специальности изберёт для себя ребенок в будущем, какие возможности представлены малышу для развития задатков. Насколько задатки разовьются, зависит от условий индивидуального развития. По результатам развития дошкольника, по наличной способности, нельзя сказать, каков был "вклад" задатка. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в развитии способностей.
Многими исследователями предполагалось, что развитие задатков является социально обусловленным процессом, и если возникает общественная потребность в профессиях, где нужен, например, тонкий музыкальный слух, аналитический математический ум, художественный вкус, а у конкретного человека есть соответствующие врождённые задатки, то такому индивиду гораздо легче развивать соответствующие способности.
Если человек обладает общими способностями, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении различными видами деятельности, то его причисляют к одаренным. Интеллектуальная, академическая (учебная), творческая, художественная одаренность, в сфере общения, в психомоторике - одарённость проявляется в разных сферах деятельности.
Задумываемся ли мы, в каком возрасте можно оценить одаренность ребенка? Чем отличается одаренный ребенок от других детей? Одарённого ребенка отличают ряд качеств, таких как внимательность, настойчивость в достижении цели, постоянная потребность заниматься без усилия определенным видом деятельности, интеллект, выше среднего уровня, собранность.
Прежде всего одаренных людей отличает огромное упорство в достижении целей в любимом деле. Одним из самых ранних показателей одарённости ребенка является время, затраченное 2-3 летним малышом на какое-то занятие. Одарённый ребенок может несколько часов с интересом и без усталости быть поглощен в свое дело, возвращаться к нему в течение последующих дней, что не характерно его сверстникам. Одарённость не единственный фактор, который влияет на выбор деятельности, как и не единственный фактор, определяющий успешность в этой деятельности. Ребенок должен владеть соответствующим знанием и умением.
Психологами потрачено много усилий и времени, чтобы выяснить, что помогает человеку решать необычные, творческие задачи. Но ясного ответа на вопрос, что является основой психологической природы творчества нет. Творческие задачи имеют ту же особенность, что и творческое мышление, - необходимость применить нетрадиционный способ мышления, необычно видеть проблему, выйти мысленно за пределы привычного способа рассуждений. Это приводит к тому, что при анализе условий задачи, нужно мысль направить в необычное русло, найти творческий путь решения задачи.
Проблему решить помогает в значительной степени долговременная память, в которой хранится ранее усвоенная информация. Но именно долговременная память порождает функциональную ригидность, мешает отыскать нестандартное решение.
Мы проанализировали подход Дж. Гилфорда, который считал, что "творческость" мышления проявляется в том случае, если доминируют следующие особенности: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей; семантическая гибкость; образная адаптивная гибкость; семантическая спонтанная гибкость.
В ходе исследований творческого мышления отечественных авторов, были выявлены условия, способствующие или препятствующие нестандартному поиску решения творческой задачи. Анализ предложенных условий помог нам разобраться в поднятой проблеме. Рассмотрим их в обобщённом виде.
1. Если в прошлом ребенка какой-либо способ решения творческой задачи был успешным, то ребенка побуждает придерживаться этого способа решения в дальнейшем. Как только появляется сходная задача, при встрече с ребенок стремится применить известное решение.
2. Размер усилий, потраченный на поиск решения проблемы прямо пропорционален вероятности обращения к знакомому способу, стремлению почаще прибегать к нему.
3. Вероятность появления стереотипа очень велика. Способом преодоления стереотипа является правильное управление ребенком, на некоторое время прекратить попытки решения творческой задачи, а потом вернуться к ней через некоторое время, пробуя новые пути.
4. Способности ребенка могут страдать от неудачи и боязни следующей неудачи. У ребенка автоматически порождаются защитные реакции, мешающие творческому мышлению. Ребенку должен помочь взрослый, не потерять веру в себя. Малышу необходимо чувство. Оптимальна мотивация на успех, вызывающая уровень положительного эмоционального возбуждения.
5. Ребенок способен решать творческие задачи лишь в том случае, если имеет соответствующие знания. Знания к нему приходят в случае обученности. У творческого человека удивительным образом синтезируются глубокие знания, зрелость мышления, разнообразие способностей, своеобразные умения и навыки, удивительные "детские" взгляды на окружающую действительность, проявления поведения и поступки. В творческом человеке удивительно сочетаются эклектичность, любознательность, постоянное стремление синтезировать знания из различных наук, областей действительности. Их голова наполнена всякого рода чуждыми идеями, но предпочтение отдают решению новых и сложных вещей привычным и простым способом.
Творческость, по мнению Р. Стернберга, проявляется в способности пойти на разумный риск, дать установку преодолеть препятствия, иметь внутреннюю мотивацию, быть толерантным к неопределённости, готовым противостоять мнению окружающих.
Что тогда мешает стать ребенку творческой личностью, развить оригинальность мышления? Только лишь отсутствие творческих способностей, или что-то другое, что не имеет прямого отношения к творчеству?
Мы предположили, что это может быть склонностью к конформизму, но она проявляется в более зрелом возрасте. Дети не боятся отличаться от других в своих суждениях и поступках, не боятся стать "белой вороной" среди людей, показаться глупым или смешным. Но эти тенденции могут и возникать даже в раннем возрасте в том случае, если попытка самостоятельно размышлять и рассуждать не найдут поддержку у значимых для ребенка взрослых, если над малышом смеяться или его осуждать, наказывать или навязывать свое мнение. Взрослые могут передать ребенку стереотип, принятый в российском обществе - боязнь показаться экстравагантным, или агрессивно не принимать мнение другого человека. В условиях нашей культуры довольно распространенно следующее мнение. К сожалению, с детства учат, что критиковать человека – это проявлять к нему невежество, неуважение. Родители или педагоги совершенно не думают о том, что приобретение вежливости, тактичности, корректности и других особенностей может произойти за счёт утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. Опасения отрицательной реакции быть непонятым и вызвать на себя шквал недовольства будет препятствием развития творческого мышления ребенка. Ребенок может себя неадекватно оценить, если завышена его оценка родителями. Должна быть умная реакция на достижения ребенком необычных результатов.
Выход есть! У ребёнка с самого детства необходимо развивать критическое и творческое мышление, заботится, чтобы они находились в равновесии.
Интеллектуальные способности ребенка, как оказалось, часто страдают от неудач. Кто, как не взрослые, которые рядом способны помочь ребенку стать творческим и неординарным, увидеть в малыше творческий потенциал и создать условия для его развития.