ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Бычков А.Н. 1, Солодимова Г.А. 1
1ПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К изделиям ответственного назначения принято относить продукцию, предназначенную для эксплуатации на объектах с повышенным уровнем опасности. Такими объектами являются прежде всего комплексы управления атомных электростанций, наземная и бортовая авиационная, морская и косми­ческая аппаратура, химические производства, оборудование для топливно-энергетического комплекса и т.п.

Продукция ответственного назначения по сложившейся в России практике разрабатывается на предприятиях оборонно-промышленного комплекса при тесном контакте с Министерством обороны страны, а конкретно, с военным представительством (ВП), которое играет не­маловажную роль в формировании качества такой продукции[2,3]. Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс созда­ния продукции от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Военное представительство контролирует соблюдение стандартов и техниче­ских условий, полноту проведения тестов и испытаний надежности, обосно­ванность цен и фактических затрат. Все параметры продукта, порядок прове­дения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических усло­виях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления при­чин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны кон­тролирует заказы других ведомств (Федеральной службы безопасности, Ми­нистерства внутренних дел, Роскосмос, Министерства чрезвычайных ситуа­ций, Федеральной Службы Охраны, Росатом и т.п.) и принимает участие в ме­роприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по за­казу Министерства Обороны, отличалось от обычной, так называемой граж­данской продукции. В первую очередь это касалось вопросов качества, долго­вечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции Министерства обороны, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля мо­гут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой про­дукции. Заказчик может в технической документации прописать особые тре­бования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, исполь­зовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не про­стой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по каче­ству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изде­лий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях. На веб-сайтах промышленных предприятий указано, что военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предпо­лагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие во­енного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготов­ления заказа, а также в оформлении документации.

Перечень конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Как правило, при приемке продукции ответственного назначения указывают такие качества сво­его продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы: аку­стическому шуму; синусоидальной вибрации; многократным механическим ударам с ускорением; низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах; осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней); перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 гра­дусов;кратковременному нагреву до 600 градусов; воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана; агрессивным средам (аммиак, сероводород, сер­нистый газ); охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным мате­риалам. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производ­ства, стоимость продукции ответственного назначения часто намного превы­шает цену на гражданские товары того же типа. Чтобы не допустить необос­нованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество чело­веко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использо­ванных ресурсов.

Качество продукции ответственного назначения склады­вается из работы всех участников производственного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть фе­деральными законами, постановлениями правительства и нормативно - техниче­скими до­кументами (государственными стандартами, технической документа­цией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства продук­ции военного назначения осуществляется на двух уровнях.Первый – органы технического контроля пред­приятий, второй – ВП Министерства обороны. Основная ответ­ственность за качество продукции ответственного назначения возлагается на предприятия, а ВП Министерства обороны в качестве независимого внешнего органа выпол­няют функцию оценки продукции. Действующее законодатель­ство Российской Фе­дерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.

Следует отметить, что на сегодняшний день ВП на предприятиях высту­пают, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Однако если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопро­сах функционирования системы менеджмента качества.[1]

Список используемых источников

1. ГОСТ РВ 0015–002–2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества.Общие требования[Электронный ресурс] :http://ismss.ru/uploads/11

2. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2017 года), утвержденное постановлением Правительства Российской федерацииот 11 августа 1995 года N 804[Электронный ресурс]:http://docs.cntd.ru/document/58856766

3. Инструкция по организации деятельностивоенных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны от 8 декабря 2011 г., №2424[Электронный ресурс:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc]

Просмотров работы: 113