К изделиям ответственного назначения принято относить продукцию, предназначенную для эксплуатации на объектах с повышенным уровнем опасности. Такими объектами являются прежде всего комплексы управления атомных электростанций, наземная и бортовая авиационная, морская и космическая аппаратура, химические производства, оборудование для топливно-энергетического комплекса и т.п.
Продукция ответственного назначения по сложившейся в России практике разрабатывается на предприятиях оборонно-промышленного комплекса при тесном контакте с Министерством обороны страны, а конкретно, с военным представительством (ВП), которое играет немаловажную роль в формировании качества такой продукции[2,3]. Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания продукции от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Военное представительство контролирует соблюдение стандартов и технических условий, полноту проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат. Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Роскосмос, Министерства чрезвычайных ситуаций, Федеральной Службы Охраны, Росатом и т.п.) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.
Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу Министерства Обороны, отличалось от обычной, так называемой гражданской продукции. В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции Министерства обороны, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.
Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях. На веб-сайтах промышленных предприятий указано, что военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.
Перечень конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Как правило, при приемке продукции ответственного назначения указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы: акустическому шуму; синусоидальной вибрации; многократным механическим ударам с ускорением; низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах; осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней); перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;кратковременному нагреву до 600 градусов; воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана; агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ); охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.
В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость продукции ответственного назначения часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа. Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.
Качество продукции ответственного назначения складывается из работы всех участников производственного процесса, начиная от этапа разработки и заканчивая эксплуатацией. В настоящее время сложилась четкая организация работы, порядок которой регламентирован правовыми, то есть федеральными законами, постановлениями правительства и нормативно - техническими документами (государственными стандартами, технической документацией). Существующий алгоритм контроля качества на стадии производства продукции военного назначения осуществляется на двух уровнях.Первый – органы технического контроля предприятий, второй – ВП Министерства обороны. Основная ответственность за качество продукции ответственного назначения возлагается на предприятия, а ВП Министерства обороны в качестве независимого внешнего органа выполняют функцию оценки продукции. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает необходимость проведения работ по обеспечению качества продукции как со стороны головного исполнителя, так и со стороны государственного заказчика.
Следует отметить, что на сегодняшний день ВП на предприятиях выступают, как правило, в роли стороннего наблюдателя. Однако если руководство предприятия стремится обеспечить качество оборонной продукции, то оно должно обеспечить тесное и целенаправленное взаимодействие с ВП в вопросах функционирования системы менеджмента качества.[1]
Список используемых источников
1. ГОСТ РВ 0015–002–2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества.Общие требования[Электронный ресурс] :http://ismss.ru/uploads/11
2. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (с изменениями на 26 сентября 2017 года), утвержденное постановлением Правительства Российской федерацииот 11 августа 1995 года N 804[Электронный ресурс]:http://docs.cntd.ru/document/58856766
3. Инструкция по организации деятельностивоенных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны от 8 декабря 2011 г., №2424[Электронный ресурс:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc]