В соответствии со ст. 52 УПК РФ, требования которой усложняют общий порядок уголовного судопроизводства путем введения дополнительных обязанностей и положений для лиц, ответственных за ход и исход уголовного судопроизводства. Вместе они служат расширенными процессуальными гарантиями неприкосновенности определенного круга специальных субъектов, выполняющих социально значимые функции. Не увеличивая объем их неприкосновенности, они уменьшают возможность ее ограничения, снижая, таким образом, опасность осуществления безосновательного уголовного преследования [1].
Перечень таких предметов приведен в части 1 статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса. Однако в части, касающейся определения пределов их процессуального иммунитета, нормы главы 52 Уголовно-процессуального Кодекса носят общий характер, поскольку их фактическое содержание отличается. Это означает, что при осуществлении процессуальных действий и принятии решений, предусмотренных законом, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь и следователь должны учитывать не только особенности уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц, но и положения правовых актов, раскрывающих их правовой статус, объем полномочий и пределы процессуального иммунитета в той форме, в какой они обеспечиваются отраслевым законодательством.
В то же время, его положения должны быть непосредственно восприняты через призму временных моментов, которые должны быть установлены и учтены в ходе предварительных инвестиций и судебного рассмотрения уголовных дел этой категории, а именно: точную дату появления субъекта, указанного в ч. 1 ст. 447 Уголовного кодекса Российской Федерации, соответствующий статус и дата его прекращения (окончания); момент начала и окончания деяния инкриминируемого его с признаками конкретного состава преступления; дата принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении данного субъекта или о привлечении его в качестве признанного.
Необходимость получения этой информации объясняется тем, что закон и особый процессуальный статус преследуемого лица неразрывно связаны между собой. Для каждой категории таких лиц законодатель установил индивидуальный порядок решения вопроса о законности и обоснованности их уголовного преследования, его условиях подачи представлений, предметах согласования, пределах их полномочий. Иными словами, путем разъяснения каждого из вышеуказанных пунктов обеспечивается надлежащая процедура судебного преследования лиц с соответствующим статусом. Сами лица, в отношении которых применяется специальная процедура уголовного судопроизводства, являются специальными образованиями, которые в силу своего места и роли в механизме правового регулирования обладают исключительными правами и иммунитетами (привилегиями), призванными обеспечить эффективность их общественной деятельности. Устанавливая специальные процедуры судебного преследования и преследования таких лиц, российский законодатель исходил из их особой роли в жизни общества и функционировании государственных институтов. В силу своего служебного положения эти лица подвергаются большему риску посягательства, чем обычные граждане. В то же время приобретение различными грехами иммунитетов от уголовного преследования лицами, совершившими или уже совершившими преступления, существенно усложняет процесс их разоблачения и наказания за содеянное. По этой причине идея последовательного и целенаправленного сокращения категорий лиц, подпадающих под особый порядок уголовного судопроизводства, с целью достижения реального, а не мнимого равенства всех граждан перед законом и судом не теряет своей актуальности.
Круг лиц, на которых распространяется специальный порядок производства по уголовным делам, уже сейчас может быть сужен до минимально оправданного в правовом государстве. Для этого из него должны быть однозначно исключены прокурор, руководитель следственного органа, следователь, адвокат, член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Неприкосновенность всех других лиц (в том числе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного или представительного органа государственной власти субъекта РФ и др.) в ближайшие годы может быть сохранена, но при условии, что специальные процедуры привлечения их к уголовной ответственности будут упрощены.
Список литературы:
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. № 52. ст. 4921.