Аспектологические особенности преступлений в сфере налогообложения - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Аспектологические особенности преступлений в сфере налогообложения

Сеин В.Г. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в городе Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ст. 57 Конституции РФ: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», но в Российской Федерации 1990 - е годы вместе с причитающимся к ним пакетом экономических, социальных и политических принципов, законов, режимов обосновали прочную тенденцию уклонения от уплаты налогов, сформировав тем самым своеобразный неформальный институт [1].

Налоги - основная форма доходов государства. Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения.

В настоящее время налоговая преступность приобрела характер массовый и организованный, а методы борьбы с ней, ее предупреждения в России не отличаются эффективностью реализации. Построение слаженной и действенной налоговой системы, включая не только регулирующую, но и контролирующую функцию, для российского общества и государства приобретает первостепенное значение, и изучение особенностей налоговой преступности с целью выполнения соответствующей задачи предельно актуально. Существенно снизилось качество и научно-методического обеспечения противодействия экономической преступности.

Налоговая система страны состоит более чем из 50 видов федеральных, региональных и местных налогов. Уклонение от уплаты любого из них может повлечь наступление уголовной ответственности. Все обязательные платежи имеют свой режим правового регулирования, сроки, порядок исчисления и уплаты, а иногда и специфического налогоплательщика. Иначе говоря, не только налоги и сборы специфичны по своей сути, но и само преступное уклонение от их уплаты имеет весьма значительную специфику.

За 2018 г. всего выявлено 2932 налоговых преступления, из них 22 следственными органами Следственного Комитета Российской Федерации, что на 4,3 % меньше чем за аналогичный период 2016 г. (2017 г. - 23, 2016 г. - 10). Органами внутренних дел Российской Федерации было выявлено 2644 налоговых преступлений, что на 1,8 % больше чем за аналогичный период 2017 г. (2017 г. - 2596, 2016 г. - 2290), 168 налоговых преступлений выявлено Таможенными органами Российской Федерации (2017 г. - 201, 2016 г. - 182). Представленные в данной статье статистические данные, свиде­тельствуют о нестабильности показателей как выявления, так и предварительного расследования по налоговым преступлениям, а также о изменчивости показателей материального ущерба по оконченным уголовным делам по налоговым преступлениям.

На наш взгляд, необходимо продолжать совершенствование действующего законодательства, поэтому на основе анализа историко-правовых аспектов эволюции российского законодательства о борьбе с налоговыми преступлениями, оценки состояния и тенденций налоговых преступлений в современной России и уголовно-правовой характеристики составов преступлений в сфере налоговых отношений, сформулированы предложения по уголовно-правовым аспектам борьбы с налоговыми преступлениями. Разграничить перечень налоговых платежей, уклонение от уплаты которых влечет уголовную ответственность по ст. 198, 199 УК РФ [2].

Признать утратившими силу процессуальные нормы, ограничивающие полномочия следственных органов при расследовании уголовных дел по налоговым преступлениям, а именно: нормы, предусматривающие неопровержимую преюдицию обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями арбитражных судов и судов общей юрисдикции (ст. 90 УПК РФ). Ввести правовую норму, согласно которой в случае совершения налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) повторного нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, привлекать этого налогоплательщика (представителя организации, в обязанности которого входит исчисление и уплата налоговых платежей) к уголовной ответственности независимо от факта возмещения ущерба, нанесенного преступлением бюджетной системе.

Переместить ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ из гл. 22 «Преступ­ления в сфере экономической деятельности» разд. VIII «Преступления в сфере экономики» в разд. X «Преступления против государственной власти». При этом в Уголовный кодекс РФ может быть введена дополнительная гл. 29.1 «Преступления против основ конституционного строя и налоговой безопасности государства» [3].

Список литературы:

Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014.– №18. – С.123.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства РФ.– 1996. № 25. ст. 2954.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. № 52. ст. 4921.

Просмотров работы: 4