Главным звеном в уголовно-правовой характеристике рассматриваемого преступления выступает понятие «мятеж». В литературе можно встретить различные определения данного признака. Так, одни характеризуют мятеж как активную, насильственную, совершаемую с применением или угрозой применения оружия деятельность широкого круга лиц, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности Российской Вооруженный мятеж: некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики и совершенствования законодательства. Вторые – обращают внимание на то, что мятеж – это не просто стихийное восстание, а спровоцированное, организованное вооруженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации. Третьи – делают акцент на том, что мятеж представляет собой хорошо продуманные, спланированные и профессиональные действия, поскольку вооруженному выступлению мятежников обычно предшествует длительная и тщательная подготовка. Обобщая все существующие позиции по данному вопросу, можно выделить следующие структурно-смысловые элементы анализируемого признака: 1) это организованное (спланированное) выступление против законной власти в Российской Федерации; 2) оно носит насильственный характер; 3) целью мятежа являются свержение или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации либо нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Таким образом, с точки зрения криминологической характеристики вооруженный мятеж можно одновременно отнести, во-первых, к категории насильственного, во-вторых, вооруженного и, в-третьих, антигосударственного (экстремистского) преступления. Применительно к составу вооруженного мятежа вооруженность предполагает совершение ряда действий, таких как поиск и приобретение (законным или противоправным путем) устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели, подпадающих в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» под категорию «оружие», их передачу участникам запланированного мятежа и дальнейшее использование названных предметов для достижения противоправных целей. В некоторых публикациях можно встретить утверждение, что для уяснения признака вооруженности мятежа следует обратиться к аналогичному признаку, содержание которого раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ применительно к составу бандитизма5. Такого рода подход вряд ли можно признать удачным, поскольку не все разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»6, применимы к толкованию признака «вооруженность» (мятежа).
Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что чаще всего экстремистами преследуются цели упразднения органов государственной власти, нарушения суверенитета и государственной целостности Российской Федерации и создания в результате этого государства с иной (альтернативной) формой правления (например, исламского государства с шариатской формой правления и т.п.). Представляется, что важными доказательствами по делам данной категории могут стать заключения политологических экспертиз, практику назначения которых необходимо распространить на расследование всех без исключения фактов вооруженного мятежа и насильственного захвата власти или насильственного удержания власти (ст. 278 УК РФ) [1].
Список литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос.Думой РФ 24.05.1996 г., одобрен Советом Федерации 05.07.1996 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.04.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.