Сложившееся положение в области охраны окружающей среды характеризуется как критическое: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается здоровье населения и т.п.
К этим объективным обстоятельствам добавляется субъективный фактор - общественное сознание. В России процесс формирования экологической осведомленности населения крайне медленный, что напрямую влияет на текущую ситуацию с нарушениями в области защиты и использования дикой природы.
Наконец, нельзя не беспокоиться о высоком уровне правонарушений в этой сфере. В этих случаях необходимо учитывать не только экологический ущерб, высокую степень общественной опасности незаконного поведения, но и такие проявления, как массовость и латентность, а также отсутствие надлежащего ответа со стороны правоохранительных органов и природоохранных органов , даже до известных фактов нарушений законодательства о защите и использовании объектов животного мира.
Уголовный закон играет огромную роль в борьбе с преступлениями в области защиты и использования фауны.
Уголовное законодательство Российской Федерации с 1 января 1997 года существенно изменило регулирование ответственности за совершение экологических преступлений. Законодатель стремился учитывать социальные, политические и экономические преобразования в российском обществе, новые тенденции в преступности, повышенную социальную опасность определенных видов преступного поведения,
защиты прав и интересов граждан, реформирования пенитенциарной системы и решения других вопросов.
В целом сделанные изменения можно охарактеризовать следующим образом. В структуре Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации впервые выделена отдельная 26-я глава «Экологические преступления», в рамках которой большинство преступлений национального законодательства, которые нарушают окружающей среды и дикой природы, объединены.
Параллельно с введением в Уголовный кодекс новых формулировок экологических преступлений некоторые из преступлений, содержащихся в Уголовном кодексе РСФСР, были декриминализованы. Был установлен новый и более точный набор ранних квалификационных обстоятельств. Достигнута большая согласованность уголовного и специального законодательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. Проблема разграничения уголовных и административных наказаний была в значительной степени устранена не только путем общей отмены административных предрассудков, но и путем более подробного описания элементов состава, определения последствий и т. Д. Значительно изменились санкции в отношении преступлений.
Проблема преступлений этой категории заключается в том, что в основном экологические преступления носят скрытый характер, и их раскрытие может быть затруднено. Это может быть связано с тем, что в сфере природопользования недостаточно государственного контроля и надзора, поэтому не все экологические преступления могут быть зарегистрированы. Проблема в том, что эти преступления могут нести значительный материальный ущерб, что может повлиять на бюджет не только субъекта, но и государства. Но главная проблема экологических преступлений заключается в том, что вред, причиненный совершением таких преступлений, может влиять не только на здоровье одного человека, но и на массовый характер. Это может произойти только потому, что лица, ответственные за соблюдение определенных правил, не выполнили свои обязанности вовремя, что повлекло за собой серьезные последствия, указанные в статьях Главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таким образом, можно сделать вывод, что экологические преступления могут нанести ущерб не только окружающей среде, но и человеку, находящемуся в взаимосвязи друг с другом. Чтобы избежать всего этого, необходимо усилить контроль над лицами, ответственными за соблюдение правил охраны окружающей среды, за проведение ветеринарных и санитарных экспертиз и т. д., и только тогда можно будет уменьшить процент совершения этих преступлений и улучшить состояние окружающей среды.
Список литературы:
Уголовный кодекс Российской Федерации: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996, с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 декабря 2015] // Собрание законодательства РФ. –1996. – №25. – Ст. 2954.