Характеризуя ответственность за организацию преступного сообщества либо участие в нем, стоит отметить, что наказание за это преступление установлено нормами ст.210 Уголовного кодекса РФ. Содержание этой статьи включает четыре части [1].
В части 1 установлен полный круг объективных признаков рассматриваемой неквалифицированной преступной деятельности (по формированию и управлению преступным сообществом): организационные, руководящие объективные признаки действий лица-признаки, связанные с управлением преступным сообществом: признак создания или руководства преступным сообществом; признак координации преступных действий преступного сообщества; организационные, руководящие объективные признаки действий лица с наличием возможности влияния на участников организованных преступных групп-признаки, связанные с управлением несколькими организованными преступными группами: признак создания устойчивых связей между самостоятельными организованными группами; признак планирования действий, создания условий для исполнения преступлений самостоятельными организованными группами; признак раздела сферы преступного(криминального) влияния и соответствующего преступного дохода между организованными группами; объективный признак участия в собраниях представителей организованных групп в целях реализации одного из вышеуказанных организационных признаков [2, с. 49].
Объектом такого преступления является общественная безопасность, т.к. преступное сообщество создается именно для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, которые в основном носят умышленный, злостный характер. Этим обусловлена квалификация по совокупности со ст. 210 УК РФ конкретных преступлений, совершенных участниками преступного сообщества и направленных на достижение его целей.
Объективная сторона преступления тесно связана с наличием преступного сообщества, которое стали отождествлять в одних случаях с обычной организованной группой или с группой, созданной на основе предварительного сговора.
Состав преступления, который предусмотрен ст. 210 УК РФ, подставляет собой оконченное уже с момента создания конкретного преступного сообщества и в дальнейшем не включает наступления общественно опасных последствий, которые возникают в результате совершения этим сообществом преступлений.
Такие преступления уже подлежат отдельной квалификации по конкретным статьям УК РФ в совокупности со ст. 210 УК РФ и с учетом квалифицирующего его признака «организованная группа», а в случае его отсутствия уже с учетом квалифицирующего признака«группа лиц по предварительному сговору»либо«группа лиц».
Субъективная сторона преступления выражается в вине в форме прямого умысла. Субъект преступления, предусмотренного ч.ч. 1,2 ст.210 УК РФ общий, им может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие совместно с членами преступного сообщества (преступной организации) конкретные преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена законом с 14-летнего возраста (статья 20 УК РФ).
По ч. 3 ст. 210 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, которое обладает специальными признаками субъекта преступления им признается государственный служащий или служащий органов местного самоуправления либо коммерческих и иных организаций.
Частью 4 ст. 210 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение указанных деяний для лица, занимающего высшее положение в преступной иерархии. Лидерство лица в преступной иерархии подтверждается наличием связей в различных областях преступной деятельности.
Список литературы:
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г., с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства РФ.– 1996. № 25. ст. 2954.
Коробов, П.В. Условные и безусловные виды освобождения от уголовной ответственности / П.В. Коробов // Журнал российского права. 2015. № 9. С. 49 -56