Термин гиперактивность происходит от латинского «activus» - деятельный, действенный и от греческого «hyper» - над, сверху, что указывает на превышение нормы.
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей
(Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, В.М. Трошин, А.М. Радаев и другие) имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивность (СДВГ).
СДВГ проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми, обычно начиная с четырехлетнего возраста. Но когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности усвоения школьных навыков и слабая успеваемость.
С подобными проблемами сталкиваются практически все гиперактивные дети. Никто не может совладать с ними: ни родители, ни учителя, ни они сами. Такие дети не могут усидеть на одном месте, они невнимательны, и рассредоточены, они находятся в постоянном возбуждении и успокоиться не могут. Кроме того, зачастую гиперактивные дети имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, навязчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет нормальное вхождение таких детей в социум.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
Как же можно помочь гиперактивному ребенку?
Прежде чем ответить на этот вопрос приведем краткое описание данного термина и основных его симптомов. Дело в том, что гиперактивным нарушениям часто сопутствует еще целый комплекс расстройств внимания, поэтому такое состояние получило названий синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово «гиперактивный» происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». Начало изучения проблемы гиперактивности положил немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман, впервые описав чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, дав ему прозвище - Непоседа Фил. Это было около 150 лет тому назад. Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала XX века. Позже, в 1902 г. английский врач Стилл выявил связь гиперактивности с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. Вместе с тем он полагал, что у таких детей отмечается снижение «волевого торможения» из-за недостаточного «морального контроля». Он предположил, что такое поведение являлось результатом наследственной патологии или родовых травм.
Отечественные неврологи обратили внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. Так в 1972 г. известный педиатр Ю.Ф. Домбровская в выступлении на симпозиуме, посвященном роли психогенного фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней, выделила группу «трудновоспитуемых» детей, которые доставляют больше всего проблем родителям и педагогам.
В настоящее время для диагностики СДВГ наиболее часто используются критерии классификации психических заболеваний DSM-4. В данной классификации СДВГ разделен на три типа:
с преобладанием невнимательности;
с преобладанием гиперактивности и импульсивности;
смешаный.
Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые:
появляются до 8 лет;
обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);
не обусловлены психопатическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями (с данной информацией учитель может ознакомиться в мед.карте учащегося);
вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Помимо этого учитывается наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
По мнению Л.С. Чутко невнимательность проявляется:
в неспособности сосредоточиться на деталях, допущении ошибок из-за невнимательности;
не умении поддерживать внимание;
неспособности вслушиваться в обращенную речь;
неспособности доводить задания до конца;
проявлении низких организаторских способностей;
отрицательном отношении к заданиям, требующим умственногонапряжения;
потере предметов, необходимых для выполнения задания;
отвлекаемости, часто на посторонние раздражители;
забывчивости.
Ю.С. Шевченко отмечает, что гиперактивность и импульсивность обусловлены тем, что:
ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;
вскакивает с места без разрешения;
бесцельно бегает;
не может играть в тихие игры, отдыхать;
выкрикивает ответ, не дослушав вопрос учителя;
не может ждать своей очереди.
В.В. Сатари констатирует, что диагноз ставится врачом и считается обоснованным при наличии у ребенка по крайней мере 8 из 14 перечисленных симптомов, если они постоянно наблюдались на протяжении как минимум шести месяцев.
Таким образом, причины СДВГ представляют собой сочетание генетических, нейрофизиологических и психосоциальных факторов. Значительную роль в возникновении СДВГ играет перинатальное поражение центральной нервной системы, одним из исходов которого может быть минимальная мозговая дисфункция, часто проявляющаяся СДВГ. Неблагоприятные социально-экономические и психологические условия могут усиливать проявления расстройств, возникших в результате наследственной патологии или повреждений головного мозга в перинатальном периоде.
Таковы основные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наиболее ярко они проявляются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Проблема в том, что именно в этот период происходит важное изменение – переход к учебной деятельности как к ведущей. В школе значительно усиливаются интеллектуальные нагрузки, требующие сосредоточения внимания в течение длительного времени, четкого понимания инструкции и т.д. Разумеется, для детей с СДВГ такие требования непосильны. В результате такие дети, как правило, имеют низкую успеваемость на фоне достаточно высоких интеллектуальных способностей и развитой любознательности. Как же помочь таким детям?
Во-первых, важно помнить, что для успешной работы с СДВГ нужен комплексный подход, предполагающий участие различных специалистов: врачей, психологов, педагогов, и конечно, родителей. Первоначально врач ставит диагноз и назначает медикаментозное лечение (кроме того, задачей врача является информирование родителей и педагогов об особенностях каждого конкретного ребенка), затем психологи и педагоги осуществляют коррекционную работу с ребенком. На каждом этапе важна поддержка родителей и их правильное отношение к особенностям ребенка. В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления:
Работа по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);
Работа по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Повышение учебной мотивации.
В заключении, можно отметить, что СДВГ представляет серьезную помеху в нормальном развитии, обучении, общении ребенка. Именно поэтому необходимо уделять таким детям особое внимание. Все окружение ребенка должно приложить усилия к его адаптации. Ведь только совместная работа специалистов, родителей, сверстников позволит гиперактивному ребенку почувствовать себя сильным, нужным и способным на преодоление своих «недостатков». Так что основное «оружие» для «борьбы» с гиперактивностью – это понимание, терпение и любовь…
Список литературы
Набойченко Е.С. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс] / Экатерина // Педагогическое образование в России .— 2016 .— №1 .— С. 183-187 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/365106
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Санкт - Петербург 2008.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.