СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Одним из ключевых факторов психологических особенностей спортивной деятельности является личность самого тренера. Еще со школьной скамьи, у индивидов, формируется мировоззренческая система ценностей к физической культуре и спорту. Начиная с учителя по физической культуре, зависит то, как в дальнейшем спортсмен будет воспринимать своего тренера – мужественный рыцарь, готовый отдать за своих воспитанников последние доспехи, либо обычный неудачник, которому, кроме спортивного костюма, нечего надеть, и чье место примерно на одном уровне с «трудовиком».

Спорт без переживаний, расстройств, срывов и других психологических моментов – это не спорт. Достичь высокого уровня физической подготовленности можно только при условии полного понимания и сотрудничества тренера со спортсменом. Тренер – это не просто человек, который показывает какие-то физические упражнения. Деятельность тренера включает в себя множество функций: учебная, воспитательная, управленческая, хозяйственная, организаторская и другие. Исполнение всего этого разнообразия функций зависит от личностных качеств тренера. Не каждому человеку в принципе свойственно терпение, а тренер должен обладать «двойной порцией» терпения, так как воспитать настоящего спортсмена – дело не одного дня, и ни в коем случае нельзя форсировать тренировочную нагрузку, особенно для юных спортсменов, ради быстрого достижения результата.

Изучение личности тренера началось в середине 20 века, тогда ученые и задались вопросом: существует ли идеальный тип личности тренера? Какими личностными особенностями должен обладать тренер как педагог, чтобы быть авторитетом в глазах своих воспитанников? Каким должен быть тренер – доминантным «самцом» или заботливой «мамочкой»?

Актуальность: не так давно в социальной сети появился видеоролик, где один американский боксер проиграл бой своему сопернику. С решением судей он был не согласен, отчего слишком эмоционально пытался высказать свою точку зрения. Когда тренер попытался вразумить своего воспитанника, последний начал наносить удары по самому тренеру.

Каждый тренер мечтает, чтобы их воспитанник стал победителем олимпийских игр. Победить может не каждый, а проиграть, но не сдаться тем более. Именно на тренере лежит весь груз ответственности, как за физическую, так и за психологическую подготовку спортсмена. Для этого сам тренер должен обладать определенным набором психологических качеств.

Эмоциональный интеллект.

Достигая любых высоких результатов в спорте, многие спортсмены благодарят своих тренеров, так как любая победа зависит не только от природных данных самого спортсмена, но и от грамотного взаимодействия с тренером, включая личностно-эмоциональные взаимоотношения. Во многом это определено способностью тренера распознавать эмоции своих учеников, и искусно влиять на их эмоциональное состояние. Отсюда и вытекает такое понятие, как «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаться стрессу и быть обаятельным».

Анализ современной литературы говорит о том, что проблема воздействия эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности достаточно актуальна и интересна в нынешних исследованиях.

Профессия тренера, как никакая обязывает его овладевать высоким уровнем эмоционального интеллекта, и, основываясь на этом, грамотно управлять как спортсменом, так и коллективом в целом.

Высшее образование подразумевает развитие у студентов направления «физическая культура» всех навыков и умений, в том числе и эмоционального интеллекта.

Результаты исследований эмоционального интеллекта тренеров достаточно противоречивы. К примеру, в исследовании NikbakhshR.NourollahiH.MirzaeiA.RahimiM. говорится о том, что существенных различий между мужчинами и женщинами тренерами в плане развития эмоционального интеллекта не имеется [10]. Однако сразу несколько других авторов говорят о том, что женщины «от природы» обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта, нежели мужчины, хотя и последние способны в достаточной мере его развить, что говорит о том, что это гибкий навык, то есть им можно овладеть.

К сожалению, исследования эмоционального интеллекта среди студентов, в том числе студентов-спортсменов ограничены лишь простым сравнением. К примеру, М. Ерслан выяснил, что межличностный эмоциональный интеллект студентов-спортсменов более высокий, нежели у простых студентов, однако другие показатели ничем не отличаются [9].

Для одного исследования, с целью изучения эмоционального уровня у студентов-спортсменов, был использован опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, который определяет эмоциональный интеллект, как [1]:

- умение распознать и отождествить эмоцию, то есть увидеть сам факт эмоционального возбуждения, и определить какая именно это эмоция;

- умение понять причину, которая способствовала данной эмоции, и последствия этой эмоции;

- умение контролировать внешнее проявление эмоций;

- умение при необходимости намеренно вызвать определенную эмоцию.

Соревнования – это всегда повышенный стресс как для спортсмена, так и для тренера. Поэтому крайне важно чтобы тренер вовремя распознал эмоциональную составляющую спортсмена, и определил «психологическую готовность к соревнованию».

Для одного исследования на базе ГСГ, г. Коломны (2016-2017 гг.) набрали две группы студентов-спортсменов. Первая группа состояла из юношей и девушек 18-20 лет, имеющих III-I спортивный разряд, в количестве 36 человек. Вторая группа состояла из 8 человек, но МС и МСМК. Для определения «психологической готовности к соревнованию» был предложен письменный опрос – анкета и свободное письмо, в котором было предложено описать свое состояние готовности [2].

Результаты исследования. В первой группе были отмечены следующие индивидуальные «маркеры»:

- «легкое чувство тошноты»;

- «я чувствую себя агрессивным»;

- «я чувствую себя легко»;

- «мне нужно чтобы меня поддержали».

Было выделено 4 основных группы параметров «психической готовности к соревнованиям», которые описывали испытуемые спортсмены:

- поставленная цель, победа, максимальный результат;

- «важное», «главное»: в моей готовности к соревнованию – «не перегореть», «разговор с тренером»;

- осознанные ритуальные действия, будь то отдых перед соревнованиями, прослушивание музыки, разговоры с тренером;

- эмоциональное состояние: волнение, тревога, неуверенность в себе, сомнения в своей победе.

Анализируя эти данные, можно увидеть, что спортсмены четко представляют свою цель, но в силу своего возраста и опыта, им нужна поддержка тренера перед стартом, потому как не достаточно владеют своим эмоциональным состоянием. Все спортсмены отметили важность психологической готовности.

Во второй группе наблюдалась иная картина. Спортсмены обладали эмоциональной стабильностью, уверенностью в своих силах, позитивностью и высокой концентрацией внимания. Были отмечены следующие «маркеры»:

- «я не спокоен, я не на взводе, я возбужден, я готов к бою»;

- «хочу, желаю, уверен в себе…»;

- «все вокруг меня подчинено моей цели».

Из всего этого можно сделать вывод о том, что развитый эмоциональный интеллект тренера в соревновательный период играет огромную роль как минимум у спортсменов начального уровня. Но, как все мы знаем, через начальный уровень проходит каждый профессиональный спортсмен.

Печальная практика говорит о том, что в процессе спортивной подготовки тренеры не используют продуктивные психологические методы и методики, предлагаемые психологами для повышения эффективности тренировочной деятельности. Многие тренеры работают в надежде на то, что все получится само собой. К примеру, исследование Е.Е. Хвацкой (2015) показало, что из 128 опрошенных тренеров, всего 40% считают, что целесообразным уделять время психологической подготовки спортсменов. Если учесть, что речь лишь о «считают», а не об «используют», то цифры совсем печальные [7].

Стрессоустойчивость как личностное качество тренера

Современная мировая образовательная практика показывает, что на рынке труда ключевыми являются не сами знания, а способность продуктивно выполнять определенные функции. Исследований, посвященных стрессоустойчивости как фактору формирования личностных качеств крайне мало. Тем не менее, анализ литературы говорит о негативных психических состояниях, оказывающих разрушительное влияние на эффективность деятельности тренеров, например, при взаимодействии внутри спортивного коллектива.

Стрессоустойчивость – совокупность качеств, позволяющих организму спокойно перенести действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих а также, способных вызвать психические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.

Для одного исследования набрал 160 человек (73 мужчины и 87 женщин) с целью выявления взаимосвязи между уровнем эмоционального выгорания и ресурсами стрессоустойчивости. Все испытуемые имели высшее физкультурно-спортивное образование, с опытом работы в этой сфере около 4 лет [37]. Применялась методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» Н. Водопьяновой и М. Штейна, методика «Диагностика личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач» Т. Элерса, методика «Тест жизнестойкости» Сальваторе Мадди.

Корреляционный анализ выявил отрицательные взаимосвязи между показателями жизнестойкости и фазами эмоционального выгорания. Мотивация достижения успеха избегания неудач также имеют боратную связь с показателями психоэмоционального состояния. Высокий уровень эмоционального выгорания имеет прямую связь с высоким индексом потери ресурсов и обратную с высоким индексом приобретения ресурсов. Эмоциональное истощение напрямую влияет на низкую ресурсоспособность.

Эмоциональное выгорание представляется как деградация личности, в нашем случае, как профессионала своей деятельности. Устойчивость к выгоранию можно представить в структуре личностных факторов устойчивости, выраженных отношением к жизни, подходу к профессиональной самореализации, видение и планирование перспектив, т.е. ресурсами.

Выводы.

Изучив психологические особенности личности тренера, можно однозначно заявить, что от них зависит как успех самого тренера, так и успех спортсмена. Для того чтобы минимизировать ситуации, когда спортсмен, в случае проигрыша начинает проявлять агрессию к своему тренеру, обвиняя его в своей неудаче, необходима достаточно серьезная психологическая работа с такими спортсменами. А для того, чтобы тренер мог проводить необходимую работу, он сам должен обладать целым набором вышеназванных качеств.

СПИСКО ЛИТЕРАТУРЫ

1. Люсин,Д.В.Современныепредставленияобэмоциональноминтеллекте/Д.В.Люсин//Социальныйинтеллект:Теория,измерение,исследования/подред.Д.В.Люсина,Д.В.Ушакова.М.:Изд-во«ИПРАН»,2004.С. 29-39.

2. Железнякова М.Е. Рефлексия особых соматических состояний пере- живаемых спортсменами. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности / М.Е. Железнякова // Материалы V Международной научно- практической конференции. – Коломна: ГСГУ, 2016.

3. МерлинВ.С.Очеркинтегральногоисследованияиндивидуальности/В.С.МерлинМ.:Педагогика, 1986.256с.

4. М.В.Саная. психологические особенности деятельности и личности тренера: Лекции для студентов. – М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. – 27 с.

5. Психология: Учеб. для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М.Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.

6. Пуни,А.Ц.Психологическаяподготовкаксоревнованиювспорте/А.Ц. Пуни //Физкультура и спорт.М.,1969.

7. Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важных качеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун. ANALYTIC-BOOK. – 1992 // 3 Региональная научно-практическая конференция «Роль физической культуры в здоровом образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123-124.

8. Сучилин А.А. Изучение личностных качеств тренера //Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб. науч. тр. – Волгоград, 1988. –С. 69-78.

9.Eraslan M. Evaluation of emotional intelligence aspects of physical education and sports academy students based on various parameters, Nigde University School of Physical Education and Sports Science Journal Volume 9, Number 3, 2015.

10. NikbakhshR.NourollahiH.MirzaeiA.RahimiM.Comparisonofemotionalintelligenceonsportcoaches,PelagiaResearchLibrary,EuropeanJournalofExperimentalBiology, 2014, 4(3):98-101

Просмотров работы: 148