ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

Ращепкина А.А. 1
1Саратовский государственный технический университет имени Ю.А.Гагарина, 62-ДИЗН41
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

По мере роста ребенка перед родителями встают задачи оборудования детской комнаты соответственно его нуждам. От рождения до двух лет ребенку вполне достаточно кроватки, манежа и стола-стульчика для кормления. Подрастающий дошкольник уже нуждается в своем рабочем месте – столике для творчества и игр. Учащемуся средней школы необходимо обеспечить комфортную рабочую обстановку, разместив в его комнате письменный стол, удобный стул и, разумеется, полки для книг, учебников, письменных принадлежностей. Так как нагрузка по учебным предметам с каждым классом возрастает, то нужно оборудовать место для подготовки учебных заданий так, чтобы школьник мог заниматься долго, оставаясь при этом здоровым в физическом и психическом плане. Грамотно и со вкусом оборудованное рабочее место помогает ему сосредоточиться, организоваться, стимулирует интерес к учебе и дополнительным занятиям.

При подборе мебели для рабочей зоны детской комнаты, родителям приходиться учитывать несколько аспектов: эстетический, функциональный, гигиенический. С точки зрения эстетики комнаты мебель должна гармонично смотреться в окружающем интерьере, функционально - нести в себе возможность ее разнообразного использования, с точки зрения гигиены - не требовать сложного ухода в процессе эксплуатации.

Одной из проблем при обустройстве учебной зоны является недостаточный аналоговый ряд на современно рынке. К подобному оборудованию предъявляется ряд повышенных требований, потому производители должны внимательно относиться к проектированию и учитывать не только требования покупателей о функциональности мебели, но и экологичность материалов мебельной продукции. Мебель в детскую комнату должна быть прочной, износостойкой, быть безопасна с точки зрения конструкции, устойчива к дезинфицирующим средствам, эргономична. Письменный стол, стул учащегося должны соответствовать антропометрическим особенностям подростка, придавая ребенку ощущение уверенности и эстетическое удовлетворение. Следовательно, разработка мебельного оборудования для учащихся на современном этапе развития промышленного дизайна является темой, актуальной как в практическом, так и социальном плане.

Предметом исследования в данной работе стала разработка дизайн-проекта стола, стула и навесных полок, то есть мебели для подготовки учебных заданий для учащихся 4-11 классов.

В процессе анализа образцов, предлагаемых мебельным рынком, были просмотрены сайты отечественных и зарубежных производителей мебельного оборудования, а также интернет-магазины детской и подростковой мебели. Во время написания работы были использованы специализированные пособия, касающиеся вопросов зависимости психологического состояния ребенка, его развития и воспитания от окружающей среды. Накопленный материал дал возможность проектирования такого мебельного оборудования, которое будет максимально удовлетворять запросы потребителя, соответствуя при этом требованиям стандартов.

Описание дизайн-концепции проектируемого объекта

При создании детской мебели для подготовки заданий обязательным критерием является работа над поиском формы – удобной, эргономичной. Для выполнения этого условия необходимо рассмотреть уже существующее аналогичное мебельное оборудование и выбрать наиболее подходящий с точки зрения формообразования вариант. При аналоговом проектировании происходит процесс постоянного совершенствования формы мебели, что приводит к изменению ранее задуманного варианта. Однако при этом следует постоянно помнить о главном критерии: оптимальное сочетание функциональности и безопасности.

В дизайне важен системный подход, который состоит в применении системы «человек-предмет-среда» при рассмотрении какого-либо объекта. В этом подходе соединено в одно целое форма, конструкция, функция и структура объекта. Потому в процессе проектирования необходимо конкретно определить следующие параметры: условия эксплуатации мебели, требования к дизайну и конструктивному решению.

Форма детской мебели определяется главным требованием - безопасность эксплуатации оборудования [1,с.78-79]. Необходимо полностью скрыть все механизмы, чтобы детям они были недоступны. В данном проекте все подвижные и потенциально опасные детали оборудования скрыты, при этом общий вид мебели смотрится гармонично и естественно.

Корпус мебели спроектирован обтекаемой формы, не имеет острых углов, такая сглаженность не только приятна для восприятия, но и гарантирует безопасное использование оборудования в детской комнате даже во время активных занятий или игр.

Форма элементов комплекта мебели выбрана с учетом современных тенденций в дизайне мебели, поэтому проектируемая мебель в течение долгого времени будет выглядеть актуально. Выбранное цветовое решение позволяет разместить комплект мебели в комнате с любым интерьером [2, с. 20].

В ходе анализа аналогов и работы с действующими требованиями ГОСТ был принят вариант - разработка оборудования для детей ростом от 160 см с возможностью регулировки его до роста 185 см путем смены столешницы и поднятия сиденья стула. Компактность стола обеспечивается за счет поворотности крышки стола. Многофункциональность проявляется в использовании стола как рабочего для подготовки заданий, а также для творческих видов деятельности – рисования, чтения книг.

Предусмотренная навесная полка-кубобокс предоставляет возможность упорядочить канцелярские принадлежности, учебные пособия, материалы для творчества и личные вещи учащегося.

Нижняя часть стула, расположенная под сиденьем, используется как место для хранения школьной сумки.

2. Аналоги оборудования рабочего места школьника

Современный рынок детских товаров предлагает широкий выбор мебели. Большое внимание уделяется детским мебельным наборам для выполнения учебных заданий. Специализированной мебели не так много, но встречаются интересные решения с оригинальной конструкцией, разработаны наборы мебели не только достаточно функциональные, но и с хорошо продуманным дизайном. Специальная мебель позволяет детям самостоятельно следить за вещами, содержать в порядке учебные принадлежности и пособия.

Детский мебельный набор для занятий «Сириус», фабрика Сilek, Турция (рисунок 1).

Рисунок 1 – Детский мебельный набор для занятий «Сириус»

Нейтральное цветовое решение позволяет разместить эту мебель в любом интерьере. Преимущество конструкции стола – компактность и устойчивость. В комплекте со столом предлагаются тумба и шкаф. Минусом данного комплекта является отсутствие стула, который нужно будет подбирать отдельно [3].

Стол и стул в наборе «Green», г. Красногорск (рисунок 2,а). Достоинствами этого детского стола являются удачно подобранные материалы - ударостойкий пластик и металл, а также достаточно простые транспортировка и установка, так как столешница имеет съемные ножки. Минусами данного стола является дизайн, который подойдет не ко всякому интерьерному решению [4]. Стол изготовлен из пластика с полным отсутствием каких-либо негативных химических веществ. Размер стола 50*70 см.

а) б)

Рисунок 2: а – Набор мебели «Green»;

б – Рабочее место для школьника «СЛ-5»

Модное решение для молодежной комнаты «СЛ-5», г. Челябинск, на рисунке 2,б - эффектный стеллаж с удобной столешницей, образующей комфортное рабочее место. Каждая полочка стеллажа разделена на два отсека, которые позволяют наилучшим образом разместить рабочие материалы, любимые книги и канцелярские принадлежности. Изготавливается этот стеллаж-стол из ЛДСП толщиной 16 мм, крепление к стене – металлические детали.

Регулируемая парта со стулом и стеллажом «Соня», г. Волгодонск, показаны на рисунке 3,а. Могут использоваться для ребенка от 3-х до 15-ти лет – уровень высоты парты и стула со временем можно поднимать, что является оптимальным экономичным решением проблемы смены мебели в каждой семье. Весь корпус выполнен из сертифицированной ДСП.  Цветовое решение нейтрально.

а) б)

Рисунок 3: а – Парта со стулом и надстройкой «Соня»

б – Парта-трансформер Mealux Detroit

Стол-парта для занятий «Ромашка», г. Москва (рисунок 4) - отличное мебельное оборудование для развивающих занятий. Компактность, регулировка по высоте, предусмотренная в нижней части ножек – это неоспоримые преимущества данного комплекта [6].

Рисунок 4 – Стол-парта для занятий «Ромашка»

Таблица 1.

Сравнительный анализ рассмотренных аналогов

Название образца,

фирма-производитель

Достоинства

Недостатки

1.

«Сириус», Cilek, Турция

Приятный нейтральный цвет подходит к любому интерьеру, компактность набора, устойчивый стол, вместительные шкаф и тумба

В наборе отсутствует стул

2.

«Green», «Дана», г. Красногорск

Качественные материалы, удобная транспортировка, стильность дизайна

Цвет набора подходит не ко всякому интерьеру

3.

«СЛ-5», «Дива-мебель», г. Челябинск

Эффектный дизайн, вместимость полок, множество ячеек

Небольшая площадь рабочей поверхности

4.

«Соня», «ТриЯ», г. Волгодонск

Регулируемая высота мебели, качественные материалы, нейтральный цвет

Жесткое сиденье стула

5.

«Mealux Detroit», «Мealux», г. Москва

Наклоняемая столешница, изменением высоты стола, накладка-барьер, подстройка под неровности пола

Отсутствуют стул и тумба или полки в комплекте

6.

«Ромашка», «Детсадам», г. Москва

Компактность. изменение высоты, яркий дизайн

Небольшая рабочая площадь стола, нет полок или ящичков

Таким образом, по результату анализа существующих образцов видим, что на мебельном рынке представлен широкий ассортимент детской мебели, а именно письменных столов, стульев, книжных шкафов. Мебель интересна с точки зрения эстетики, функциональна, компактна, имеет возможность «расти» с ребенком.

К недостаткам отнесем то, что не всегда рабочее место полностью укомплектовано, покупатель вынужден «добирать» мебель, покупать отдельно недостающие предметы, то есть общий вид детской комнаты будет незавершенным

3. Технические характеристики предлагаемого решения

Предлагаемые модели стола, стула и навесной полки имеют технические характеристики, указанные в таблице 5.

Таблица 2.

Технические характеристики проектируемой мебели

Наименование характеристики

Значение характеристики

Стол

Габаритные размеры

1100 х 500 х 820

Масса

45 кг

Максимальная нагрузка

100 кг

Материал

Акриловое стекло Plexiglas GS 12 мм

Система изменения высоты

Разновысотные выдвижные столешницы

Стул

Габаритные размеры

360 х 360 х 860

Масса

6 кг

Максимальная нагрузка

100 кг

Материал

Полированная нержавеющая сталь, акриловый пластик Plexiglas GS

Система изменения высоты

Многоступенчатая

Навесная полка

Габаритные размеры

2200 х 1000 х 350

Масса

60 кг

Максимальная нагрузка

80 кг

Материал

Акриловый пластик Plexiglas GS 12 мм

В проекте разрабатывается мебель с изменяющейся высотой столешницы, поэтому предложены следующие возможности регулировки этого параметра.

Письменный стол имеет три столешницы, соответствующих по высоте мебели группам 5, 6, 7. Высота первой столешницы составляет 700 мм, что рекомендовано ГОСТ 11015-93 [7], эта столешница предназначена для учащегося 4-5 класса. Высота второй – 760 мм, за ней удобно заниматься учащемуся 6-8 класса школы. Третья столешница имеет высоту 820 мм от пола, предназначена для подготовки учебных заданий старшеклассником (9-11 классы). С левой стороны столешницы закреплены таким образом, что имеют одну общую опору в виде металлической трубы (рисунок 5,а).

Благодаря этой опоре-оси нижние столешницы имеют возможность поворачиваться, то есть выдвигаться поочередно, независимо друг от друга, что дает возможность пользоваться столом соответственно росту ребенка (рисунок 5, б). При этом выдвинутая столешница используется как рабочий письменный стол, а другие – как вспомогательные столы, например, чтобы разложить книги, чертежи, рисунки.

На каждой столешнице с правой стороны, где расположен перегиб, предусмотрена выемка для предотвращения скатывания ручек, карандашей, мелких предметов (рисунок 6,а). Размер выемки 40 см вдоль перегиба, 2 см в глубину, ширина 10 см от начала углубления до вертикального среза.

а) б)

Рисунок 5: а – Опора письменного стола

б – Схема выдвижения столешницы

Изменение высоты стула так же, как и для стола, предусмотрено на три номера – 5, 6, 7. Так как у стула изменяемой частью является высота сиденья над полом, то предлагается изготовить многоступенчатый вариант нижней части стула (рисунок 6,б).

а) б)

Рисунок 6: а – Выемка на столешнице

б– Схема многоступенчатой регулировки высоты сиденья

Металлический опорный каркас стула состоит из трубок разного диаметра с отверстиями для поперечного закрепляющего болта. Для регулировки высоты сиденья на три номера отверстия для закрепляющего болта располагаются на расстоянии 40 мм.

После рассмотрения разнообразных образцов-аналогов книжных стеллажей и подвесных полок для хранения мелких предметов мной разработана модель полок - «кубобокс» или «кубический ящик». Эта система создана как прототип бухгалтерских счет, где на ограниченной площади можно перемещать фишки в горизонтальном направлении.

Кубобокс может служить местом хранения книг, учебных пособий, канцелярских принадлежностей и личных вещей подростка. Он представляет собой систему передвижных кубических ячеек и состоит из трех полос-пазов, которые крепится на стену, и собственно ячеек с выступами на задней стенке. Эти выступы входят в паз и позволяют перемещать ячейки по пазам (рисунок 7,а,б).

а) б)

Рисунок 7: а - Схема навесной полки 1

б- Схема навесной полки 2

Школьник сам располагает ячейки в таком порядке, чтобы ему было удобно пользоваться. При этом кубобокс является не только функциональным предметом интерьера, но и эффектно смотрится за счет прозрачности материала - акрилового стекла, и является той уникальной деталью, которая определяет общий стиль жилого помещения.

а) б)

Рисунок 8: а – Кубическая ячейка; б – Дверца ячейки

Функциональные размеры каждой ячейки приведены на рисунке 8,а. Дверца ячейки имеет отверстие, которое выполняет функцию ручки при открывании (рисунок 8,б).

Крепление панели на стену осуществляется по всей ширине панели, чтобы распределение нагрузки от кубов и хранящихся в них предметов шло равномерно (рисунок 9). В таком случае устойчивость и прочность конструкции значительно выше, чем при способе крепления панели только по углам.

Рисунок 9– Крепление панели к стене

Таким образом, предложенные модели стола с изменяемой высотой столешницы, стула с изменяемой высотой сиденья и навесная полка для хранения учебных пособий и канцелярских принадлежностей по техническим характеристикам подходят для оснащения рабочего места учащегося 4-11 класса в домашних условиях.

Так как в разрабатываемой мебели ориентировка идет на ученика школы и проектируется регулируемый одноместный стол типа II и стул типа II [7; 8], то высота столешницы и сиденья устанавливается изменяемой на три номера, то есть 5-7 (рисунок 10). Таким образом, в результате к проектированию «растущей» мебели имеем следующие параметры: высота столешницы от пола должна быть от 700 мм до 820 мм, высота сиденья стула от пола – от 420 до 500 мм. Остальные размеры устанавливаются по данным номера 7 [9].

Дополнительные требования из п. 2.6. и 2.7 [10], которые нужно учесть при проектировании стола:

- крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16 градусов,

- углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

Рисунок 10 – Соответствие высоты стола и стула ростовой группе ученика

Таким образом, учитывая требования ГОСТ и СанПиН, получаем следующие функциональные параметры проектируемого стола – рисунок 11.

В соответствии с п. 2.3 [11] поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление, которое не должно превышать 10 мм и должно занимать задние 2/3 эффективной глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на ¾ его эффективной глубины. Допускается прямая спинка, не имеющая радиуса в плане.

Для стульев с изменяемыми размерами все итоговые параметры должны соответствовать п. 2.4 [11], то есть высота сиденья – размерам номеров 5-7, эффективная глубина сиденья принимается как для номера 6, ширина сиденья - как для номера 7.

Рисунок 11 – Размеры проектируемого стола

Кроме того, необходимо учесть, что:

- сиденье стула должно иметь ровную, без зазубрин поверхность, иметь загнутый передний край, что помогает сохранить одежду и предотвращает травмы,

- сиденье и спинка стула могут быть обиты виниловой кожей или тканью и иметь регулирующий механизм для подстройки спинки под антропологические параметры ребенка,

- ноги должны твердо стоять на полу,

- спина должна поддерживаться на уровне лопаток и поясницы спинкой стула,

- между передним краем стула и подколенной ямкой должно быть достаточно свободного пространства,

- во время сидения не должно возникать никакого напряжения в коленных суставах, между сиденьем и спинкой стула должно быть достаточное свободное пространство [12].

Соблюдая требования и рекомендации указанных ГОСТ и СанПиН, проектируем стул со следующими функциональными размерами, которые представлены на рисунке 12.

Согласно п. 5 ГОСТ 13025.1-85 [10] расстояние между полками при проектировании мест хранения книг можно принимать в диапазоне 180-390 мм с глубиной 140-440 мм. В итоге принимаем конструктивный размер каждой ячейки полки 300х300х300 мм (рисунок 13).

Навесные полки-ячейки для книг будут находиться на уровне вытянутой руки пользователя. В остальных, расположенных выше, ячейках ребенок может хранить вещи, которыми пользуется редко или интерьерный декор, памятные сувениры, коллекционные предметы.

Рисунок 12 – Функциональные размеры стула

Рисунок 13 – Функциональные размеры навесной полки кубобокса

Заключение

Таким образом, поскольку психофизическое развитие ребенка имеет первостепенное значение для успешного развития и обучения, необходимо обеспечить ему максимально комфортные условия при подготовке учебных заданий в домашних условиях. Это условие соблюдается для школьника любого возраста, но особенно важно именно для учащихся средней и старшей школы, так как в этом возрасте резко возрастает объем заданий, предназначенных для самостоятельного изучения и закрепления.

Одним из условий обеспечения должного комфорта ребенка в жилой комнате является наличие мебели, составляющей его рабочее место, которая подходит ему с точки зрения функциональности, эргономичности, безопасности и эстетики.

Основной задачей работы стало создание дизайн-проекта детской мебели для подготовки учебных заданий. Главной целью явилось проектирование многофункционального, компактного, безопасного, эстетичного комплекта письменного стола, стула и навесной полки для школьника.

Форма проектируемой мебели обтекаема для обеспечения безопасности подростка и предпочтительна как современное дизайнерское направление. Цветовая гамма подобрана с учетом рекомендаций психологов, физиологов и мнения той возрастной группы детей, для которой собственно предназначен мебельный комплект.

Материалы, выбранные для изготовления стола и стула, соответствуют требованиям технических стандартов и безвредны в плане выделения химических веществ во время эксплуатации оборудования. Металл и акриловый пластик имеют все необходимые для детской мебели свойства – прочны, имеют поверхности, с которых легко убираются загрязнения, могут быть выполнены в любой цветовой гамме, при этом не выгорают и не деформируются в ходе эксплуатации.

В проекте представлены варианты цветографического решения детской мебели для выполнения учебных заданий: белый в сочетании с бордовым или оранжевым цветом (рисунок 14,а, б). Их оттеняет бесцветный прозрачный пластик. Эти варианты выбраны как наиболее подходящие подросткам с точки зрения колористики и психологии. Сочетания современны и стильны; они создают приятное эстетические впечатление от восприятия жилой комнаты в целом.

Таким образом, проектируемый объект в перспективе может быть внедрен в массовое производство или предложен потенциальным клиентам для изготовления на заказ (рисунок 16).

а) б)

Рисунок 14: а – Цветографическое решение 1

б – Цветографическое решение 2

а) б)

Рисунок 15: а - Общий вид навесных полок «кубобокс»

б - Общий вид стола и стула

Рисунок 16: Дизайн-проект детской мебели

Список литературы

Казакова, Т.Д. Принципы проектирования комплекта мебели (на примере комплекта для мастера маникюра) / Т.Д. Казакова, Е. М. Давыдова, В.Ю. Радченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – Пермь: НИЦ АЭТЕРНА, 2017. – Ч. 2.

Бавбеков, Р.И. Цветовые характеристики и использование цвета в интерьере / Р.И. Бавбеков // Инновации в науке. – 2016. – № 7 (56).

Мебельная фабрика Сириус// Интернет портал: Ижевск. URL: https://www.meb100.ru/izhevsk/mebelnaya-fabrika-sirius

Марка Green Mebel // Интернет портал: Первый мебельный. URL: https://pm.ru/vendor-green-mebel/

Выбираем мебель в детскую // Интернет портал: NikaSmile. URL: https://nikasmile.ru/mealux

Мебель для игр и занятий // Интернет портал: Планета Вита. URL: https://www.ptkvita.ru/detskie_stolyi_stulya/stol_romashka_6_lepestkov_reguliruemyiy_po_vyisote/

ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры. Дата введения 1995-01-01.

ГОСТ 11016-93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры (с Изменением № 1). Дата введения 1995-01-01.

Ведущие зарубежные мебельные компании// Интернет портал: Производство мебели. URL: http://c-a-m.narod.ru/abroad/toplist.html

ГОСТ 13025.1-85 Мебель бытовая. Функциональные размеры отделений для хранения (с Изменениями № 1, 2, 3). Дата введения 1987-01-01.

ГОСТ 16371-2014 Мебель. Общие технические условия. Дата введения 2016-01-01.

Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности мебельной продукции» ТР ТС 025/2012 от 15 июня 2012 года

Просмотров работы: 161