Педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

Попова А.П. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффект самоорганизации в любом коллективе проявляется в формировании морально-психологического климата; умении принимать решения методом мозгового штурма; наставничестве, поддержке начинающих; саморегулировании, разрешении конфликтов; избрании представителей групп для участия в коллективных мероприятиях; формировании коллективного мнения.

Согласно точке зрения ученых, занимающихся изучением проблемы самоорганизации личности (П.В. Бритвин [1], В.П. Голованов [2], Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова [3], В.М. Иванова [4], М.Р. Мирошкина [5] и др.), учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, должно проецироваться и на педагогику дополнительного образования детей, дать новую трактовку процессам личностного развития, позволяющую рассматривать ребенка как активного деятеля собственного развития, воспитания и обучения.

Любая педагогическая деятельность, так или иначе, признает необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников для повышения эффективности образовательного процесса. Кроме того, способность координировать и организовывать собственное поведение в соответствии со своими индивидуальными особенностями и особенностями ситуации имеет большую ценность для современного человека, и потому она должна целенаправленно формироваться.

Объединяя две эти задачи, В.П. Голованов формулирует вывод о необходимости предоставления обучающимся не просто индивидуальных траекторий развития, подобранных для каждого извне, но возможностей самоопределения и опыта самоуправления в процессе развития собственной личности. Это касается формирования опыта работы в оптимальном для них стиле, выработки умения согласовывать ход своей работы с собственными индивидуальными особенностями и добиваться благодаря этому наилучших результатов. Не менее важно также уделить достаточное внимание самоорганизации детей в выборе содержания своей учебной (и будущей профессиональной) деятельности. Процесс самоопределения и выбора индивидуальной уникальной траектории своего развития является не средством, своего рода, программируемого формирования личности, а самой целью образовательного процесса, который должен предоставлять максимально широкие возможности для такого личностного самоопределения [2].

Развитие личности – это не процесс придания ей некоторой формы посредством внешних усилий, но процесс самостоятельного выбора и обретения ей необходимых качеств, важных и актуальных с ее субъективной точки зрения. Термин «самоорганизация» находит все большее применение в современной педагогической литературе. Однако ввиду того, что единой и общепринятой концепции самоорганизации в педагогике и психологии не существует, разные авторы по-разному видят смысл данного понятия [6]. Соответственно, по-разному определяются условия и показатели успешности самоорганизации детей в условиях дополнительного образования.

Условием совершенствования самоорганизации в условиях дополнительного образования служит выбор и реализация соответствующих методов, форм и средств, нацеленных на обучение детей методам рациональной самоорганизации деятельности и их практическое использование.

Среди методов детской самодеятельности важное место занимают способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления. К их числу относятся такие универсальные способы как самовоспитание, самообучение (и взаимообучение), венчающиеся самообразованием.

Самовоспитание обусловлено воспитуемостью ребенка, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренний план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание. Сущность самообучения заключается в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы образовательной деятельности перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими. Сущность самообразования, опирающегося на самовоспитание и самообучение, состоит в том, чтобы развить в ребенке жажду знаний о природе, обществе и самом себе, разжечь возрастающую страсть духовного обогащения, получения духовно-эстетического удовлетворения и наслаждения от процесса познания.

Среди методов детской самодеятельности серьезного внимания заслуживают способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности. В их числе такие, как самообладание, самоограничение, самоконтроль, самостимулирование, самоторможение в единстве с самонаказанием. Эти методы трансформируются в высокоразвитую индивидуально-личностную самодисциплину, органически связанную с внешней сознательной дисциплиной, обусловленной пониманием необходимости гражданского законопослушного и нравственного поведения.

Задачей педагога дополнительного образования является организация образовательного процесса, позволяющего ребенку, подростку заявить о себе, проявить себя в своей неповторимости, творческой индивидуальности. Нужна педагогическая поддержка самоорганизации детей, то есть такая организация обучения, воспитания и развития, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка и его САМОпроцессам, проявляемым в действии: САМОпознание, САМОнаблюдение, САМОлюбие, САМОразвитие, САМОкритика, САМО- прогноз, САМОорганизация, САМОуправление и другие.

Индивидуальная траектория развития воспитанников дополнительного образования детей, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного образования детей, призван обогатить систему общего (базового) образования.

В процессе реализации ФГОС система дополнительного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой воспитательный и культурный потенциал. Образовательное пространство самоорганизации в сфере дополнительного образования детей представляет собой комплекс направлений деятельности, включающий в себя следующие элементы.

1 Пространство индивидуально-личностного развития(психологическое тестирование и консультирование, тренинги личностного роста, занятия в творческих объединениях, спортивных и туристических секциях, самореализация и рост социальной активности в мероприятиях, проектирование и анализ изменений знаний, умений, навыков, состояния, отношений и др. в соответствующей проектно-аналитической работе).

2 Пространство группового социального развития (групповая проектно-внедренческая деятельность, коллективно-творческая деятельность, игры на командообразование и построение эффективных отношений, группы самообслуживания и самоорганизации, групповое консультирование по профилактике деструктивного поведения и реабилитации участников конфликтных ситуаций).

3 Пространство развития коллективной самоорганизации и самоуправления (создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования: постановке целей, задач, планировании, осуществлении, контроле и оценке деятельности членов детского сообщества и административно-педагогического коллектива).

Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования (В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов), порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание. Представленные идеи подтверждают ценность и целесообразность использования разработанных педагогических условий саморазвития, самореализации, самоорганизации, позволяющих ребенку и подростку успешно решать учебные и практические задачи и одновременно осваивать сложную и многообразную позицию субъекта своей жизнедеятельности.

На основании проведенного анализа научной литературы нами была составлена таблица, отражающая педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании (таблица 1).

Таблица 1 - Педагогические условия, методы, формы и средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

Методы, средства самоорганизации детей в дополнительном образовании

способы самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуально и эмоционально творческого самоуправления

самовоспитание,

самообучение (и взаимообучение), самообразование.

методы формирования у детей общественных идеалов

способы самоорганизации воли и поведения, общественного самопроявления и утверждения личности

Организационные формы самоорганизации детей в дополнительном образовании

разработка индивидуальной уникальной траектории развития личности ребенка

оказание педагогической помощи и поддержки

организация форм сотрудничества и коллективного взаимодействия

организация форм педагогической поддержки самоорганизации детей

Педагогические условия самоорганизации детей в дополнительном образовании

1 Проектирование в учреждении дополнительного образования пространства, обеспечивающего возможности для индивидуально-личностного развития.

2 Обеспечение условий и мероприятий, нацеленных на групповое социальное развитие детей (групповая проектно-внедренческая деятельность, коллективно-творческая деятельность, игры на командообразование и построение эффективных отношений, группы самообслуживания и самоорганизации, групповое консультирование).

3 Создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования (постановке целей, задач, планировании, осуществлении, контроле и оценке деятельности членов детского сообщества и административно-педагогического коллектива).

Таким образом, анализ научной литературы позволил сделать следующие выводы:

1 Условием совершенствования самоорганизации в условиях дополнительного образования служит выбор и реализация соответствующих методов, форм и средств, нацеленных на обучение детей методам рациональной самоорганизации деятельности и их практическое использование.

2 Педагогическими условиями, обеспечивающими наиболее эффективную самоорганизацию детей в дополнительном образовании, выступают: проектирование в учреждении дополнительного образования пространства, создающего возможности для индивидуально-личностного развития; обеспечение условий и мероприятий, нацеленных на групповое социальное развитие детей; создание условий для участия детей и подростков в управлении жизнью учреждения дополнительного образования.

Список литературы:

Бритвин, П.В. Педагогические условия совершенствования самоорганизации старшеклассников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / П.В. Бритвин. — Чебоксары, 2008.— 235 с.

Голованов, В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства / В.П. Голованов / Ярославский педагогический вестник. – 2017. - № 5. – С. 160 -165.

Евладова, Е.Б. Самоорганизация детей и подростков в контексте социокультурной модернизации образования / Е.Б. Евладова, М.Р. Мирошкина // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – № 1. – С. 19-26.

Иванова, В. М. Принцип самоактуализации студентов в процессе самоорганизации учебной деятельности [Текст] / Иванова В. М. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - N 12, прил., ч. 1. - С. 4-9. - Библиогр.: с. 9 (3 назв.).

Мирошкина, М.Р. Ретроспективный анализ развития идей самоорганизации в исследованиях ФГБНУ «ИИДСВ РАО» / М.Р. Мирошкина // «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России : материалы научно-практической интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — Москва: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — С. 113–121 — Режим доступа: http://ippdrao.ru/wp-content/uploads/3784-sbornik-statej.pdf

Хохлова, Ж.Б. Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности / Ж.Б. Хохлова // Вестник МГУКИ. – 2012. – № 2. – С. 91–95.

Просмотров работы: 273