ИТ-инфраструктуру предприятия образуют компьютеры, интернет-сервера, телефоны, факсы, копировальная техника, программные продукты и другие технологии без которых не может осуществлять эффективную деятельность не одно из современных предприятий. Грамотно оформленная и своевременно поддерживаемая ИТ-инфраструктура является основой для эффективной и качественной работы любой компании.
Возможности информационных систем позволяют их использовать в качестве инструмента, обеспечивающего конкурентное преимущество на рынке. Владельцы предприятий заинтересованы в развитии информационных технологий для обеспечения стабильности и конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе. Соответственно возникает вопрос об ужесточении требований к качеству предоставляемых информационных услуг и повышении надежности функционирования ИТ-инфраструктуры.
Основные требования к эффективной ИТ-инфраструктуре:
- функциональная и промышленная совместимость;
- комфортность в использовании и уникальность в работе;
- комплексная работа всех элементов ИТ-системы [1].
Цели и задачи ИТ-инфраструктуры – хранение и обработка данных, управление ими и процессами, основанными на этих данных. Основная задача, требующая решений для любой компании, - управление оборудованием, которое обеспечивает функционал ИТ-инфраструктуры. Решения эти различны в зависимости от вида деятельности, размеров и отдельных особенностей бизнес-процессов компании, однако можно выделить некоторые общие стратегические тенденции эксплуатации и управления ИТ-инфраструктурой в части аппаратного обеспечения: минимизация и оптимизация затрат на управление ИТ-активами; оптимизация эксплуатации компонент ИТ-инфраструктуры; эффективный выбор инновационных технологий [2].
В рассматриваемой компании используется следующее программное обеспечение: системное программное обеспечение (операционная система Microsoft Windows 7; Windows 10; драйверы аппаратного обеспечения и утилиты; антивирусное программное обеспечение Kaspersky); прикладное программное обеспечение (офисный пакет Microsoft Office 2010, Kaspersky Security 10 для Windows Server, Google Chrome, WinRAR, 7zip, Adobe Reader, Рутокен, 1С: Предприятие).
Система программ «1С: Предприятие 8» - включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Сама платформа не является программным продуктом для использования конечными пользователями, которые обычно работают с одним из многих прикладных решений (конфигураций), разработанных на данной платформе.
На рис. 1 представлена ИТ-инфраструктура компании. На предприятии для обеспечения экономическо-хозяйственной деятельности используются следующие конфигурации информационной системы «1С: Предприятие 8»: Бухгалтерия предприятия, Зарплата и Управление Персоналом, Управление торговлей (табл. 1).
1С: Бухгалтерия предприятия 8 предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной отчетности в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: розничную и оптовую торговлю, производство, оказание услуг и т. д. Данная информационная система обеспечивает решение всех задач бухгалтерии компании, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т. д.
1С: Зарплата и Управление Персоналом 8 предназначена для комплексной автоматизации кадрового учета и расчета зарплаты на небольших и средних предприятиях, в том числе имеющих сложную юридическую структуру. Система в первую очередь ориентирована на задачи кадровых служб и бухгалтерии, ведущих регламентированный учет и расчеты с персоналом.
1С: Предприятие 8. Управление торговлей обеспечивает эффективное управление современным торговым предприятием и позволяет в комплексе автоматизировать задачи оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций [3].
Также на предприятии внедрена система SAP - программное обеспечение, при помощи которого можно автоматизировать профессиональную деятельность представителей разных специализаций. SAP состоит из нескольких функциональных блоков, включает управление, интеграцию и решение всех задач для: бухгалтерии и отдела финансов; торговли, отношений с клиентурой (системы CRM); бюджетирования, казначейства; персонала, административной деятельности; производства, снабжения, складов, логистики (SCM, EWM); рисков и стратегического планирования (GRC); системного администрирования, контроля данных и Web-сервисов и так далее. Эта система позволяет оптимизировать транспортировку товаров, решить проблему затоваривания на складах и нарушения сроков поставок. Система SAP разработана для комплексной автоматизации товародвижения и оптимизации складов [4].
Рисунок 1 - ИТ-инфраструктура компании
Таблица 1 - Конфигурации ИС «1С: Предприятие 8», используемые ООО «ВМТ-ТехСервис»
Конфигурация |
Бухгалтерия предприятия |
Зарплата и Управление Персоналом |
Управление торговлей |
Преимущества |
минимальная цена; простота использования; простота внедрения; покрывает весь цикл учета и отчетности в малых организациях; |
минимальная цена; расширенные функции учета и расчетов снижают операционные затраты бухгалтерии при большом количестве сотрудников; |
минимальная стоимость; детальный учет торговой деятельности и подробные отчеты для принятия решений; функции управления взаимодействием с клиентами; |
Недостатки |
детализация затрат меньше, анализ сложнее; функционал минимальный, возможна потребность в доработках; больше операционных затрат на расчетах; |
функционал только по зарплате и управлению персоналом, для бухгалтерского учета нужно периодически передавать данные вручную; передача данных влечет за собой риски различных сбоев и сложности в исправлении учета; |
функционал ограничен процессами продажи и торговли, без бухгалтерского учета и зарплаты; исправление учета отражающегося на бухгалтерии затруднено; |
Рекомендации |
для малых предприятий и предпринимателей; выгодно использовать в организациях где мало сотрудников, минимальная торговая деятельность, отсутствует потребность в сложной детализации затрат на производство; при внедрении желательная разработка инструкций по процессам, и чем больше организация тем важнее выполнение этой рекомендации; |
для организаций с большим количеством сотрудников и простым бухгалтерским учетом; при внедрении желательная разработка инструкций по процессам, и чем больше организация тем важнее выполнение этой рекомендации; |
для организаций, с простым бухгалтерским учетом и минимальным количеством сотрудников (10-20 человек); при внедрении желательная разработка инструкций по процессам, и чем больше организация тем важнее выполнение этой рекомендации; |
Ограничения |
если много сотрудников, то отсутствие функций расчета приведет к большим операционным затратам бухгалтерии; если есть торговля, то отсутствие детального учета товаров и подробных отчетов затруднит анализ и принятие решений; если есть производство, то отсутствие детального учета товаров и подробных отчетов затруднит анализ и принятие решений; |
если в организации много сотрудников и сложный бухгалтерский учет, тогда лучше присмотреться к решениям на базе комплексных систем типа «1С Комплексная автоматизация 8» или «1С УПП 8»; использование комплексных решений позволит избежать передач данных и упростит оперативное исправление учета; |
если в организации много сотрудников и сложный бухгалтерский учет, тогда лучше присмотреться к решениям на базе комплексных систем типа «1С Комплексная автоматизация 8» или «1С УПП 8»; использование комплексных решений позволит избежать передач данных и упростит оперативное исправление учета. |
Библиографический список:
Что такое IT-инфраструктура? – Режим доступа http://miass-centr.ru/poleznaya-informatsiya/chto-takoe-it-infrastruktura
Панасенкова И. Тенденции в управлении ит-инфраструктурой – Режим доступа: http://upr.ru/article/kontseptsii-i-metody-upravleniya/tendencii_v_upravlenii_it_infrastrukturoj.html
1С: Управление торговлей 8 – Режим доступа: https://solutions.1c.ru/catalog/trade/features
Официальный сайт SAP – Режим доступа: https://www.sap.com/cis/index.html