ПЕРЕРАБОТКА ИЗНОШЕННЫХ ШИН И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПЕРЕРАБОТКА ИЗНОШЕННЫХ ШИН И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Индеев А.А. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт естественных наук, магистрант ООСиРП –18
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По оценке мировых экспертов в области охраны природы, проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. Говоря об озоновых дырах, атомных электростанциях и глобальном потеплении, мы не замечаем, как к нам незаметно подкрадывается ещё одна опасность - погибнуть под горами мусора, создаваемого человечеством.

В своей статье я хочу затронуть тему проблемы утилизации резиновых изделий, в частности утилизации автомобильных шин.

Проблема утилизации резиновых отходов остается актуальной, несмотря на совершенствование технологии производства новых изделий. Складирование и захоронение отходов полимеров экономически неэффективно и экологически небезопасно, так как при длительном хранении они могут выделять в окружающую среду вещества, способные привести к нарушению экологического равновесия. Кроме того, к моменту утраты резиновыми изделиями их эксплуатационных качеств собственно полимерный материал претерпевает весьма незначительные структурные изменения, что обусловливает возможность и даже необходимость их вторичной переработки.

Наиболее перспективным представляются способы переработки отходов резиновых изделий, связанные с их измельчением, так как химические методы, такие как пиролиз и сжигание приводят к уничтожению полимерной основы материала [2].

Предлагаемые в данной работе технологические процессы и оборудование для переработки изношенных шин и других видов промышленных и твердых бытовых полимерных отходов (отработанных изделий из резины, текстиля, кожи, древесины и других природных и синтетических полимеров) осуществляются при положительных температурах. Результаты исследования различных полимеров и композиций показали возможность получения из них порошков, коротких волокон и крошки различной степени дисперсности и применения их в качестве добавок (или основы) при изготовлении новых изделий [1].

Известно, что в области положительных температур при определенных скоростях деформации и сложном характере нагружения эластомеры разрушаются с небольшими затратами энергии, что связано с существенным снижением ориентационных эффектов. Это дало основание провести широкие исследования с целью определения соотношения энергии разрушения каучуков и резин в единичном акте и энергии, затрачиваемой на измельчение [3].

Проведенные исследования дали возможность обосновать выбор высокотемпературного скоростного режима деформации, при котором работа разрушения имеет минимальное значение. На основании полученных результатов определены оптимальные конструктивные и технологические параметры процессов измельчения.

Помимо технологических факторов значительное влияние на характеристики процесса оказывает тип измельчителя и его конструктивные параметры. Результаты исследования кинетики измельчения эластомеров в различных аппаратах позволили разработать математические модели процессов измельчения в аппаратах периодического и непрерывного действия и инженерные методы расчета производительности соответствующих аппаратов, выбрать эффективные области применения измельчителей для получения из различных эластомеров и композиционных материалов на их основе продуктов различной степени дисперсности, создать научные основы процессов механического измельчения эластомеров различной природы и определить пути применения данного процесса в резиновой промышленности [4].

Таблица 1

Население Хангалаского улуса

Год

Население

Количество машин

2014

32 194

6450

2015

32 252

6460

2016

32 287

6470

2017

32 429

6490

Опрос у населения города Покровска выяснило что автомобиль имеется в среднем у кажлого 5 человека. Второй вопрос был сколько человек поменяли шины в этом году, выяснилось что в среднем каждый 9 автомобилист менял шины на новые. Получается в год выбрасывается в среднем 720 комплектов шин, а в штуках в среднем 2880 штук. С каждым годом выброшенных шин становится все больше и больше и нужно предпринимать меры.

В настоящее время, все известные методы переработки шин можно разделить на две группы: Физический метод переработки шин и химический метод переработки шин.

Физические методы переработки резиновых отходов. В настоящее время все большее значение приобретает направление использования отходов в виде дисперсных материалов. Наиболее полно первоначальная структура и свойства каучука и других полимеров, содержащихся в отходах, сохраняются при механическом измельчении.

Процесс измельчения, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложный не только по определению характера, величины и направления нагрузок, но и по трудности количественного учета результатов разрушения.

Ниже представлена классификация имеющихся в настоящее время способов измельчения вторичных резин.

Способы измельчения вторичных резин

По температуре измельчения:

- При отрицательных температурах

- При положительных температурах

По механическому воздействию:

- Ударом, истиранием, cжатием, cжатием со сдвигом, резанием

Согласно данной классификации рассмотрим следующие технологии:

Низкотемпературная технология утилизации шин. При низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при температурах -60 град.С ... -90 град. С, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. Во всех известных установках для охлаждения резины используется жидкий азот или же зимой при низком градусе. Но сложность его доставки, хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной технологии. Для получения температур в диапазоне -80 град.С ... -120 град. С более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с применением жидкого азота [5].

Описание технологической линии переработки шин. Изношенные автомобильные шины подаются в машину для удаления бортовых колец. После этого шины поступают в шинорез и далее в ножевую роторную дробилку. Затем следует магнитный сепаратор и аэросепаратор. Для охлаждения порезанные и предварительно очищенные куски резины подаются в холодильную камеру, где охлаждаются до температуры -50 град.С...-90 град.С. Холодный воздух для охлаждения резины подается от генератора холода воздушной турбохолодильной машины. Далее охлажденная резина попадает в роторно-лопаточный измельчитель, откуда она направляется на повторную очистку в магнитный сепаратор и аэросепаратор, где отбирается резиновая крошка менее 1 мм ... 0,5 мм, а также более крупная и затаривается в мешки и отправляется к заказчику[5].

Исходя из данной статьи можно предположить, что физический метод переработки шин является наиболее подходящим для условий Крайнего Севера, на примере Хангаласского улуса. На данный момент в Хангаласском улусе переработка шин не производится.

Литература

1. Ярошевский В.Н. Восстановление и утилизация изношенных шин за рубежом. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1994.

2. Новицкий Б.Г. Применение акустических колебаний в химико-технологических процессах / Б.Г. Новицкий. – М.: Химия, 1983. – 190 с.

3. Северянин В.С. Технологическое пульсационное горение / В.С. Северянин [ и др.]. – М.:Энергоатомиздат, 1993. – 318 с.

4. Кочергин А.В. О перспективах использования пульсационного горения / А.В. Кочергин

5. https://cyberleninka.ru/article/v/pererabotka-shin-i-ih-elementov-1

Просмотров работы: 15