ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОЙМЯКОНСКОГО РАЙОНА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОЙМЯКОНСКОГО РАЙОНА ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Герасимов А.Т. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Институт естественных наук, магистрант ООСиРП –18
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система обезвреживания ТКО в ГО «Якутск» основана на захоронении подавляющего большинства отходов (около 98%) на полигонах и неорганизованных свалках [5-9]. Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТКО, в общий контейнер, а нередко рядом с ним, вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и пр. Все это под видом малоопасных ТКО вывозится на свалки, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенических позиций.

На административной территории города расположены 13 мест санкционированного хранения отходов, из них 7 свалок под бытовые отходы (общая площадь 96,1373 га), 2 скотомогильника (общая площадь 2350 м2), 1 навозохранилище (площадь 180 га), 1 пометохранилище (общая площадь 71,5 га), 2 свалки по хромсодержащим отходам (площадь действующего полигона 1,5 га) [5].

Ежегодно на свалки вывозится до 100 тысяч тонн твердых бытовых отходов, 10 тысяч тонн строительного мусора [9]. Все свалки не оборудованы должным образом и не обеспечивают должной экологической безопасности, не отвечают требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» [1]. Ни одна свалка не отвечает требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеет гидроизолирующего (бетонного, глиняного или другого) основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам [4]. Фильтрат, из тела полигона содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязняющие вещества. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам – в открытые водоемы, отравляя источник водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности.

Кроме выделения фильтрата из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТКО – метан, аммиак и др. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу [6].

Также следует отметить, что из-за отсутствия технологии переработки, соответствующей техники трамбовки отходов, свалки расширяются на лесные и сельскохозяйственные угодья. Остро стоит проблема сортировки отходов. В настоящее время разработаны проекты нового полигона отходов и мусоросортировочного завода. Строительство объектов задерживается из-за отсутствия финансирования.

В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи со свалками, отмечается повышенная заболеваемость и смертность, рождение детей с патологическими изменениями [7].

В настоящее время в ГО «Якутск» отсутствует централизованная система учета, сбора и использования вторичных ресурсов.

В связи с тем, что город Якутск не имеет железнодорожного сообщения с другими регионами России, особенно остро стоит проблема сбора и вывоза на переработку лома и отходов черного металла. На промплощадках и санитарно-защитных территориях предприятий накопилось свыше 10000 тонн металлолома [8], не считая списанные неразделанные суда речного флоты и автотехники. Сбором и приемкой металлолома занимаются ГУП «Сахавтормет», ООО «Приморвторсырье-Саха», ООО «Сахаметресурс», ООО «Примвтормет», ООО «Сахастройматериалы» и др. В настоящее время в связи с рыночными отношениями увеличилась приемка металлолома у предприятий и населения, и вывоз за пределы республики для дальнейшей переработки.

Токсичные промышленные отходы складируются на промплощадках предприятий, специально оборудованных полигонов для токсичных отходов не имеется. Так, на бывшей территории ГУП «Сельхозхимия» (п. Б. Марха) находится 644 тонн непригодных к использованию ядохимикатов и минеральных удобрений, которые представляют серьезную угрозу загрязнения окружающей среды.

Один из видов опасных отходов - ртутьсодержащие лампы и приборы принимаются организацией «Экопартнер» и ООО «Новые экологические технологии», которому город передал в пользование новую демеркуризационную установку. Теперь они занимаются сбором и утилизацией люминисцентных ламп и ртуть содержащих приборов на демеркуризационной установке.

При переходе к рыночной системе хозяйствования не были созданы условия, которые стимулировали бы использование вторичных ресурсов. Специализированные предприятия, занимавшиеся переработкой вторичных материалов, при акционировании частично перешли на другие виды деятельности. Разрушение централизованной системы сбора и переработки отходов и общее падение промышленного производства резко снизили объемы сбора и использования вторичного сырья.

Проблема сбора и сортировки ТКО осложняется отсутствием нормативно-правовой основы для практического внедрения системы.

Единственным надежным, с точки зрения оптимизации экологической ситуации города, является переработка отходов в широком спектре в продукцию хозяйственного использования и с захоронением не подлежащих переработке. В настоящее время существует много различных эффективных, экологически чистых технологий по переработке бытовых и промышленных отходов в продукцию технического назначения и товары народного потребления.

Необходим программный подход к переработке отходов производства и потребления. В первую очередь следует предусмотреть в бюджетах всех уровней средства на переработку отходов. На уровне муниципалитетов следует разработать и принять программу по отходам, которая позволит упорядочить отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Следующим направлением является привлечение малого и среднего бизнеса в процесс переработки отходов. Необходимо выделение целевых грантов на переработку отходов, в первую очередь бытовых. Именно привлечение предпринимателей позволит снять остроту проблемы переработки отходов.

Литература:

Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Минздрав России, Москва, 2001;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2484);

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2002, N 2, ст.133);

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1998, N 26, ст. 3009);

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2011 году», Якутск, 2012;

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2012 году», Якутск, 2013;

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2013 году», Якутск, 2014;

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2014 году», Якутск, 2015;

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия) в 2015 году», Якутск, 2016.

Просмотров работы: 5