Важной составляющей начального этапа подготовки спортсменов является:
- формирование и закрепление мотивации занятий избранным видом спорта;
- развитие психологических предпосылок общей двигательной культуры спортсменов, а именно, формирование произвольной регуляции двигательных действий, развитие способности к тонкой дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения [1].
Анализ современной литературы по проблемы формирования мотивации к занятиям спортом, позволяет обратить внимание на такой важный момент, который чаще всего упускается и родителями, и тренерами в работе с юными спортсменами.
Данные феномен относится к возрастным особенностям юных спортсменов и связан с тем, что фактически до 11 лет дети не могу сравнивать свои способности с другими детьми, более того такая потребность у них просто отсутствует.
В то же время существенным фактором поддержания мотивации занятий спортом с позиции взрослых спортсменов, а так же тренеров и родителей является, прежде всего, переживание положительных эмоций, а их источником служит достижение успехов, прежде всего в соревнованиях.
Отсюда противоречие между тем , как воспринимают соревнования и спорт взрослые и дети.
В этом отношении исследование Г.С. Робертса представляет интерес, так как оно как раз посвящено обоснованию специфики понимания детьми разного возраста их личных достижений и факторов, от которых они зависят.
Согласно Г. С. Робертсу дети до 11 лет не связывают достижения ни со своими способностями, ни своими усилиями. А это значит, что успех в соревновании или поражение они оценивают чисто субъективно, чаще всего опосредованно через похвалу и одобрение взрослых [1].
В силу этого мнение и тренеров, и родителей о том, что успех в соревнованиях является фактором мотивирующим детей в спорте является глубоко ошибочным, проще говоря заблуждением. Большинство детей воспринимают победу как необходимую награду за то, что они затратили усилия, в связи с чем они всегда ожидают эту награду независимо от того как выступают на соревнованиях.
На наш взгляд, для работы с детьми дошкольного возраста и родителям, и тренерам необходимо учитывать психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как это будет обеспечивать проведение адекватной психологической работы с юными спортсменами.
Поэтому в работах спортивных психологов обращается внимание на то, что основная задача психологической работы с юными спортсменами заключается в формировании у них удовлетворенности от каждого занятия, которая возможна только через правильную организацию тренировочных занятий, ориентацию на то к чему стремятся дети: развивать двигательные навыки и получать удовольствие от двигательной активности.
Список литературы.
Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г. Б. Горская. – Краснодар : КГИФК,1995. 84с.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев: Издательство «Олимпийская литература», 1998. – 334с.