ЛЮБОВЬ, КАК ОСНОВА СУПРУЖЕСКОГО СОГЛАСИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЛЮБОВЬ, КАК ОСНОВА СУПРУЖЕСКОГО СОГЛАСИЯ

Скударева Н.З. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конфликт в семье это очень частое явление. Кроме того, он часто разрушает благополучную семью, оставляет детей без одного из родителей, наносит ребенку психологическую травму. Для самих супругов разрыв отношений переживается очень болезненно, накладывая негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Возникают ситуации, когда один из супругов впадает в депрессию, теряет смысл жизни.

Статистика показывает, что количество разводов в последнее время возрастает и становится вполне привычным явлением. Анализируя причины развода все чаще используется такая формулировка, как «не сошлись характерами», или прямо заявляется, что причиной разрыва отношений стали ссоры и конфликты.

Безусловно, что этого можно было бы избежать, если бы в самом начале супруги приняли любовь, как основу взаимоотношений. Рассмотрим более подробно типологию видов любви.

К слову «любовь», которое имеется практически во всех мировых языках, можно привести соответствие в более древних языках. В древнегреческом языке можно обнаружить как минимум четыре термина, имеющих тот же смысл, при этом каждое из них имеет свое собственное значение:

Эрос-любовь-страсть;

Филия - семейная любовь;

Сторге -любовь-забота;

Агапэ -жертвенная любовь.

Эрос - страстное чувство, горячее желание полностью обладать объектом своей привязанности. В чистом виде эрос это готовность соединить две полностью противоположные части, которые при этом взаимно друг друга дополняют.

В произведении Платона «Пир» происхождение эроса описано через античное предание об андрогенах. В соответствии с этим преданием, когда-то человечество состояло из двуполых существ, которые имели в себе все лучшие черты каждого из полов. Они были более развитыми по сравнению с людьми и они решили покорить Олимп, дабы сместить богов с их места. Зевс прогневался на них за их дерзновение и разделил их на две части – мужчин и женщин.

Эрос – это не просто единение противоположного, данное чувство имеет противоречие и в своей основе. Платон говорил о полюсных типах данного чувства. Он выделял «плотскую любовь» - любовь к телу и «высшую любовь» - к разуму, душе и высоким нравственным идеалам. Первая-это всего лишь желание обладать, а второе- это устремление души к соединению с душой любимого человека. «…Чтобы одна душа могла с другой соединиться.» - писал Лопе де Вега в своем произведении «Собака на сене».

В отношениях полов данные виды эроса объединяются. Любовь к душе чрезмерно абстрактна, а любовь без страсти становится дружеской.

Филия не имеет в своей основе соединение противоположностей, она менее неспокойна. Она похожа на союз близких по моральным качествам людей, у которых схожее мировоззрение и общие интересы. Эта любовь возникает на фундаменте расположения, симпатии. В филии мы находим не то, чего у нас нет. Мы находим то, что приносит нам радость. В наиболее широком значении филия – это нахождение благополучия и счастья. Здесь нет страданий от невзаимной привязанности.

Достаточно многогранна филия в своих изъявлениях. Она может испытываться также и к людям в целом, то есть к человечеству. Ее употребляют как синоним к платоническим, семейным отношениям. Однако, виды любви склонны к смешиванию, и в филии возможно наличие других типов. Комбинация различных видов любви создает более крепкие узы между партнерами.

Сторге - это прочная родственная любовь. Она появляется из семейных чувств привязанности. В ее основе лежит расположение к человеку и желание его поддержки, а также доверие. Такой должна быть любовь между родителями и их людьми.

Сущность сторге - забота и возложение на себя ответственности за зависящего от тебя человека. Это высокоморальное чувство, заложившее основу идеала ответственности.

Агапэ – высшая форма проявления любви. В ее основе лежит альтруизм и жертвенность. Она наиболее мироутверждающая и наименее эгоистичная.

Агапэ - это безусловная любовь к человеку в независимости от его внешности, схожести по моральным установкам и даже к врагу. Это чувство проявляется как возможность сострадать и прощать. Эта любовь лежит в основе христианства в качестве любви людей к Богу и любви Бога к людям.

Также можно выделить расширенную типологию проявлений любви, в которую также включают «людус», что означает любовь-игра. Целью данной любви является завоевание партнера путем отыгрывания ролей, удержания партнера возле себя. Качество самих отношений не имеет значение по причине того, что данная любовь заканчивается признанием победы. Партнеры не привязаны друг к другу по настоящему и не имеют ответственности друг перед другом.

Романтическая любовь берет свое начало в преданности и верности кавалера к его деве. Она основана на преодолении трудностей. В некоторой степени она схожа с любовью к богу, только в данной ситуации она направлена по отношению к идеальному образу человека. Недостаток этого вида любви в том, что образ не соответствует реальному характеру возлюбленной личности и в итоге данная любовь заканчивается отрезвлением и охлаждением.

Ей полностью противоположна любовь прагматичная, заключающаяся в выгоде от союза. Прагматичная любовь не заботится о чувствах, хотя и не отвергает их наличие. Однако, в ней возможно полное отсутствие возвышенности.

Какие же основные факторы совместимости партнеров в браке ?

Социальный уровень развития. Данный фактор рассматривается как соответствие ступеней образования и социальных статусов партнеров. У более образованных партнеров гораздо выше вероятность иметь успешный брак и меньшая конфликтность.

Воспитание и культура. Здесь имеется в виду совместимость в хозяйственном плане, опрятность каждого из партнеров , а также умение вести себя в свете.

Интеллект. Сильное различие в его уровне не позволяет супругам построить успешный и гармоничный брак.

Личностные качества. Если оба партнера имеют высокие моральные установки, то гораздо выше вероятность того, что их брак будет долговременным. В случае, если союз основан на взаимной выгоде, то такой брак не моет быть счастливым.

Распределение ролей. Очень важно справедливое разделение обязанностей супругов.

Наличие общих интересов, схожести в мировоззрении и тем для бесед способствует успешному браку, так как совместный досуг сближает супругов.

Список литературы

Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244с.

Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.

Вахитов Н. Подходим ли мы друг другу? - Спб.: Питер, 2003. – 128 с.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия: пер. с чешск./ Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковецкого. – М.: Прогресс, 1998. – 144 с.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.

Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005.- 260 с.

Лосева В.К., Луньков А.И. Культура брака: Теоретический курс. Книга академического авторизованного / МЭГУ. Академия педагогики.- М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1999. – 172с.: ил.

Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник / Под ред. И.В.Равич-Щербо, И.И. Полетаевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 448с.( Стр.5,10)

Семья: 500 вопросов и ответов / Ред.-сост. Л.В. Прошина. – М.: Мысль, 1992. – 717 с. : ил., 24 л. ил. – ISBN 5-244-00530-8

Пчелинова В.В. Основы психологического семейного консультирования. Программа курса и учебное пособие. Институт государственного администрирования, 1998 г.

Просмотров работы: 87