Несмотря на огромное практическое и теоретическое значение проблемы социального самочувствия человека в обществе, она пока остается в психологии недостаточно исследованной. Лишь в последние годы появились работы, затрагивающие те или иные аспекты данной проблемы (А.А.Русалинова, О.Л.Барская, О.В.Коротеева, И.М. Ильинский, Б.А. Ручкин, В.А. Луков, А.И Ковалева и др.).
В своей работе мы опирались на основополагающие принципы отечественной психологии: принцип системного подхода в исследовании структуры и детерминации сложных психических явлений (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.); принцип социальной обусловленности психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн); принцип комплексного, междисциплинарного анализа (Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, Б.Ф.Ломов и др.); принцип деятельностной обусловленности психических явлений (А.Н.Леонтъев, С.Л.Рубинштейн и др.); принцип субъектно-личностного подхода (К.А. Абульханова, А.В.Брушлинский и др.).
В ходе планируемого исследования мы будем опираться на основные положения отечественных ученых в области психологии, касающиеся: исследования психологических особенностей человека как личности и субъекта общественных отношений (К.А.Абульханова, Г.М. Андреева, А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, А.А.Деркач, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, Е.В.Шорохова и др.); разработки проблем индивидуального и общественного сознания (А.Н.Горячева, Г.Г.Дилигенский, А.К.Уледов, Е.В.Шорохова, В.А.Ядов и др.), изучения особенностей социально-психологических явлений в условиях организационно-экономических изменений в трансформирующемся обществе (А.И.Донцов, А.Л.Журавлев, Л.А.Петровская, Ю.П.Платонов, Е.Н.Резников, В.А.Хащенко и др.); о двойственной природе знака, а точнее о двойственности природы перцептивного образа, которая нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э.Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н.Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж.Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия (Курт Коффка) попытки вычленения в чувственном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея; имиджелогии с ее семиотической природой (Е.А. Петрова, В.А. Лабунская, Е.Б. Перелыгина).
В качестве основных методов исследования мы планируем применить: анализ научной литературы по изучаемой проблеме; анкетирование с использованием разработанной автором анкеты по изучению социального самочувствия; психодиагностические методики - методика смысложизненных ориентаций (разработанная и адаптированная Д.А. Леонтьевым), методика личностного (семантического) дифференциала, (разработанная Ч.Осгудом и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева), методика изучения уровня субъективного контроля (разработанная на основе шкалы локуса-контроля Дж. Ротгера и адаптированная Е.Ф.Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткиндом).
Наше эмпирическое исследование планируется в период с марта 2019 по ноябрь 2019 гг. В качестве обследуемых выступят студенты факультета РГСУ. Планируемая выборка 200 чел.
На первом этапе диссертационного исследования нами будет проведен анализ литературы по проблеме и разработаны теоретические положения исследования влияния имиджа города на социальное самочувствие.
На втором этапе будит сформулированы цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования, разработаны его программа и используемый при его проведении методический инструментарий.
На третьем этапе будет проведено эмпирическое исследование, выполнены статистическая обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация.
Предполагается, что научная новизна и теоретическая значимость исследования будут состоят в следующем:
-выделены разные уровни и аспекты исследования социального самочувствия, обоснована его социально-психологическая природа с позиций имиджелогического подхода;
-дано содержательное концептуальное описание феномена
«социальное самочувствие», его компонентов, показателей, факторов формирования;
-обоснована концептуальная модель эмпирического исследования социального самочувствия как социально-психологического феномена;
-рассмотрено соотношение понятия «социальное самочувствие» со смежными психологическими понятиями (эмоции, чувства, настроения);
-впервые описана факторная структура социального самочувствия как социально-психологического феномена, отражающего разные аспекты взаимодействия человека с обществом в рамках имиджелогического подхода;
-обоснована необходимость исследования, наряду с эмоциональным и когнитивным компонентами, также поведенческой составляющей социального самочувствия;
-выявлены особенности социального самочувствия в разных социальных группах, в зависимости от поло-возрастных и профессиональных особенностей, уровня образования и семейного положения их членов.
Практическая значимость исследования будет состоять в разработке методики исследования социального самочувствия с позиций имиджелогического подхода и в получении конкретно-эмпирического материала по актуальной, социально важной проблеме. На основе полученных данных могут быть сделаны практические рекомендации, касающиеся условий формирования социального самочувствия под воздействием имиджа города как значимого фактора, а также для преодоления негативных тенденций в его динамике и проявлениях.
Список литературы
Габидулина С.Э. Психология городской среды. – М.: Смысл, 2012. – 152 с.
Петрова Е.А. Имиджелогия: избранные труды (монография). – издание 2-е, доп. – М.: РИЦ АИМ, 2011- 204 с.
Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие/ Е.Б.Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223 с.