ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Матюхова Т.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Чтобы приобрести описанные выше качества и избавиться от профессиональных страхов, молодой учитель должен пройти процесс профессиональной адаптации.

Термин «адаптация», по мнению С.В. Рослякова и Л.Р. Тимергалина, является активным процессом, включающим самокоррекцию и самоизменение в соответствии с требованиями среды. Адаптацию определяют цели деятельности, способы достижения этих целей, социальные нормы, санкции со стороны социальной среды в следствии отклонения от этих норм [12].

По мнению Ю.Е. Мелихова и П.А. Малуева, адаптация является процессом включения начинающего специалиста в профессиональную среду, которая является для него новой [Цит. по: 1]. Адаптация предполагает освоение педагогом требований, норм и ценностей педагогической деятельности, оказание помощи молодому учителю для успешного его вливания в новый коллектив, учебное заведение, приспособление к условиям и содержанию выбранной профессии.

Успешность профессиональной адаптации молодого учителя обусловливается многими факторами, среди которых Т.В. Белеченкова самыми важными считает следующие: 1) качественность системы обучения молодых учителей в организации; 2) социально-психологический климат в коллективе; 3) специфика характера молодого учителя, особенности его среды продивания, возраст и пр. [1].

А.В. Федосеева говорит о термине «профессиональная адаптация», который является процессом приспособления специалиста к профессиональной деятельности, к новым условиям, сопровождающим эту деятельность, и новому социальному окружению. Исследовательница считает, что на успешность процесса профессиональной адаптации любого работника, в том числе и молодого учителя, оказывает влияние его склонность к осуществлению конкретной профессиональной деятельности [13].

Итак, можем сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого учителя к осуществлению его профессиональной деятельности является сложным процессом, определяющим успешность его дальнейшей профессиональной деятельности.

В контексте профессиональной адаптации личности выделяют мотивацию успеха и мотивации страха (боязни) неудачи.

Мотивация на успех − это позитивная мотивация, при которой человек, начиная дело, нацелен на достижение конструктивного, позитивного результата. В основе активности личности – устремленность на достижение успеха [3; 4; 8; 15].

Мотивация на неудачу − это негативная мотивация, при которой активность человека обусловливается страхом и потребностью избежать порицаний, наказаний, неудач в сфере профессиональной деятельности. Основу такой мотивации составляет стремление избежать неудах, негативные ожидания. Так, молодой учитель, начиная собственную профессиональную деятельность, заранее испытывает страх возможной неудачи [3; 4; 8; 15].

Молодые педагоги, которые мотивированы на успех в своей профессиональной деятельности являются активными и инициативными. Мотивированные на успех личности, как правило, выбирают цели, которые являются средними относительно сложности либо немного завышенные, однако достижимые, при этом нереалистично высокие цели отклоняются, иначе говоря, такие люди рискуют разумно. Как правило, подобная рассудительность приводит к суммарному успеху, так как она не имеет связи как с незначительными успехами по достижению заниженных целей, так и с случайными успехами, связанными с достижением повышенных целей.

Если молодой педагог терпит неудачу в ходе выполнения профессионального задания, то, как правило, его привлекательность растет. Наряду с этим особенно возрастает привлекательность профессиональной задачи в случае, когда ее выбирает сам субъект. Когда такая задача «навязывается» молодому педагогу, то при неудаче, может не расти ее привлекательность, а оставаться на том уровне.

Молодые учителя, которые мотивированы на неудачу в профессиональной деятельности являются менее инициативными. В ходе выполнения профессиональных задач стараются найти причины и отказать от их выполнения. Такие педагоги являются склонными воспринимать и переживать время как таковое, что «бесцельно течет». Если возникает неудача в процессе выполнения профессиональной задачи ее привлекательность, как правило, снижается. Привлекательность задачи будет снижаться в независимости от того, «навязана» ли эта задача кем-то, либо она выбрана субъектом самостоятельно [10].

Г.И. Метельский [9] провел экспериментальное исследование, в результате которого установил, что у педагога, обладающего повышенной степенью тревожности, может наблюдаться снижение самооценки. Таким личностям свойственны психическая изоляция, социальная пассивность и неадаптивность. Их страхи и неуверенность производят выраженную пассивность в поведении, что порождается страхом и стремлением избежать возможной неудачи [6].

Итак, уровнем самооценки и оптимальностью ее структуры определяется стрессоустойчивость молодого педагога, признаком отсутствия профессиональных страхов. Таким образом, затруднения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, являются детерминированными личностными чертами молодого учителя, к которым, в частности, относятся профессиональные страхи. Следовательно, профессиональным мастерством определяется специфичность воздействия трудностей, которые возникают в профессиональной деятельности педагога на его личность. Положительное влияние трудности оказывают на молодого учителя, обладающего высоким уровнем профессионального мастерства, отрицательное − на деятельность молодых учителей с низким уровнем профессионального мастерства.

Результат профессиональной адаптации молодого учителя – это профессиональная адаптация, характеризующаяся следующим: положительным психоэмоциональным состоянием специалиста; его готовностью к осуществлению профессиональной деятельности, проявляющейся в следующем: положительная внутренняя мотивация профессиональной деятельности; профессиональная готовность к реализации профессиональных задач; положительное отношение к профессиональной среде; положительная профессиональная Я-концепция [7; 11; 14, 16].

Итак, хорошо адаптированным молодым учителем является тот, у кого производительность труда не нарушена. В ходе адаптации изменяется как сама личность, так и среда, в следствии чего между ними возникают взаимоотношения адаптированности. Если у молодого учителя в начале профессиональной деятельности возникает чувство недостатка знаний, умений, что, в свою очередь, вызывает профессиональные страхи, если климат в новом коллективе является неблагоприятным, помощь молодому учителю отсутствует, если педагог не может установить положительные взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом – это может повлечь за собой нарастание дезадаптационных процессов [2; 5].

Отметим, что дезадаптацию могут спровоцировать неблагоприятные условия, создаваемые коллективом, администрацией, а также личностные черты молодого учителя, через возниконовение у него профессиональных страхов.

Таким образом, процессы адаптации и дезадаптации имеют тесную взаимосвязь, а также определяются наличием либо отсутствием у молодого учителя профессиональных страхов. Они являются различными сторонами одного процесса – процесса вхождения молодого учителя в педагогический школьный коллектив, становление его как профессионала, специалиста, формирование его как личности.

Список литературы

Беленченкова Т.В. Адаптация персонала в современной компании / Т.В. Белеченкова // Молодой ученый. – 2016. – №19. – С. 439-441.

Бладыко А.В. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей /А.В. Бладыко // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). − Уфа: Лето, 2012. − С. 34-39.

Виноградова М.А. Мотивация достижения как один из критериев повышения инновационной активности организации / М.А. Виноградов, О.В. Юрова // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). − Челябинск: Два комсомольца, 2011. − С. 121-124.

Гриднева О.С. Ориентация на достижение жизненного успеха, как важный фактор воспитания старшеклассников / О.С. Гриднева // Молодой ученый. − 2013. − №12. − С. 442-445.

Гусева Н.В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе / Н.В. Гусева // Молодой ученый. − 2011. − №11. Т.2. − С. 59-62.

Захаров А.И. Генезис некоторых образований личности у студентов / А.И. Захарова // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – М., 1976. − №3. – С. 78-87.

Канаева Н.А. Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние на становление будущих специалистов / Н.А. Канаева // Молодой ученый. − 2010. − №4. − С. 271-273.

Котов С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С.В. Котов // Молодой ученый. − 2012. − №4. − С. 360-362.

Метельский Г.И. Психологические особенности гностической деятельности учителя / Г.И. Метельский. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.

Романенко И.Н. Проблема адаптации к профессиональной деятельности с позиции практико-направленного обучения / И.Н. Романенко // Молодой ученый. − 2009. − №11. − С. 303-306.

Рослякова С.В. Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы /С.В. Рослякова, Л.Р. Тимергалина // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 880-883.

Федосеева А.В. Психологическое содержание адаптации к профессиональной деятельности / А.В. Федосеева // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 827-829.

Хаустова А.И. Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности / А.И. Хаустова // Молодой ученый. − 2017. − №40. − С. 81-83.

Чобану Е.С. Влияние мотивации достижения успеха на вовлеченность в трудовую деятельность / Е.С. Чобану // Молодой ученый. − 2016. − №9. − С. 1046-1049.

Кисляков П.А. Модель формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности в вузе // В мире научных открытий. 2011. № 5-1 (17). С. 349-357.

Просмотров работы: 56