Проблема межличностных отношений в настоящее время является достаточно актуальной, особенно, если речь идёт об особенностях межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [4].
Актуальность данной проблемы возникла в связи с современной педагогической практикой, связанной с численным приростом детей с ОВЗ в образовательных организациях массового типа, с введением инклюзивного образования. Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности при взаимодействии с нормотипичными сверстниками [8].
Как известно, детское общество несёт многостороннее влияние на развитие психической составляющей ребёнка [3]. Каждый ребёнок имеет в группе детского сада определенное положение, которое выражено отношением сверстников к нему [1]. Межличностные отношения ребёнка в дошкольном возрасте интенсивно развиваются. Гораздо сложнее это даётся, если в детском обществе, среди сверстников, находятся дети с ОВЗ [2]. Поскольку дошкольное детство принято считать одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребёнка, это придаёт данной проблеме ещё большую значимость.
Цель исследования состояла в изучении особенностей межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ОВЗ. Исследование проводилось на базе частного дошкольного образовательного учреждения.
Контингент испытуемых включал в себя 4 группы детей разного возраста: средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет) и 2 подготовительных (6-7 лет). В общей сумме приняло участие 35 детей дошкольного возраста: из них 14 девочек и 21 мальчик от 4 до 7 лет. 9 детей имеют ОВЗ (расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержка психического развития, общее недоразвитие речи).
Гипотезы исследования:
1. Дети с ОВЗ чаще будут занимать статус изолированных и отвергаемых в группе сверстников, в результате чего чаще будет наблюдаться низкий уровень сформированности коммуникативного навыка, отсутствие сотрудничества в общении со сверстниками, низкий уровень социального интеллекта, низкая самооценка, отсутствие близких межличностных связей, повышенная тревожность, эмоциональная отгороженность, в некоторых случаях агрессивность, конфликтность, скованность, заторможенность и отсутствие социальной компетентности.
2. У детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ межличностные отношения со сверстниками будут складываться достоверно благоприятнее, нежели чем у дошкольников с ОВЗ младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели данного исследования, были подобраны методики:
1. «Капитан корабля» Романов А. А.
2. «Я и мой друг в детском саду» Микляева Н. В., Микляева Ю. В.
3. «Диагностика развития общения со сверстниками» Орлова И. А., Холмогорова В. М. [5].
4. «Лабиринт» Венгер Л. А.
5. «Картинки» Смирнова Е. О., Калягина Е. А. [7].
Методика «Капитан корабля» дала возможность выявить социометрический статус ребёнка с ОВЗ в группе сверстников. Результаты, полученные ходе проведённой методики показали, что в средней группе 2 ребёнка с ОВЗ заняли статус отвергаемых; в старшей группе ребёнок с ОВЗ так же занял статус отвергаемого. В первой подготовительной группе 2 ребёнка заняли статус отвергаемых и 1 ребёнок оказался предпочитаемым. Во второй подготовительной группе 2 ребёнка с ОВЗ так же заняли статус отвергаемых. Таким образом, мы видим, что большинство детей с ОВЗ заняли статус отвергаемых в группе.
Методика «Я и мой друг в детском саду» позволила определить наличие межличностных связей с детьми с ОВЗ. По полученным результатам было выявлено, что в средней группе присутствует только 1 рисунок с ребёнком с ОВЗ; в старшей группе так же присутствует только 1 рисунок с ребёнком с ОВЗ; в первой подготовительной группе 2 рисунка с детьми с ОВЗ как и во второй подготовительной группе. Отсюда следует вывод, что тесные межличностные связи с детьми с ОВЗ прослеживаются достаточно слабо.
Диагностика развития общения со сверстниками оценивала уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольного возраста со сверстниками. Полученные результаты показали, что в средней группе у 3 детей с ОВЗ общение находится на низком уровне, так же как и в старшей группе. В первой подготовительной у 2 детей уровень общения низкий и у 1 ребёнка общение сформировано на среднем уровне. Во второй подготовительной группе дети с ОВЗ имеют низкий и средний уровни общения. Таким образом, мы видим, что у большинства детей с ОВЗ уровень общения низкий, что говорит о наличии проблем при взаимодействии со сверстниками.
Методика «Лабиринт» дала возможность определить уровень взаимодействия детей в условиях проблемной ситуации. Результаты методики показали, что для детей с ОВЗ больше характерны 1 и 2 типы взаимодействия, которые являются самыми низкими и характеризуются отсутствием сотрудничества, не выполнением цели, отсутствием взаимодействия между детьми в решении проблемной ситуации, неустойчивостью внимания и т.д.
Методика «Картинки» позволила выявить уровень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Полученные результаты показали, что для детей с ОВЗ характерен низкий уровень коммуникативной компетентности. Это говорит о том, что дети не способны самостоятельно и конструктивно справляться с проблемными ситуациями при взаимодействии со сверстниками.
Для более точного доказательства гипотез, был использован метод статистического анализа данных U – критерий Манна – Уитни.
Для подтверждения первой гипотезы, образуем единую группу из детей с ОВЗ, численностью в 9 человек и сравним показатели данной группы с показателями старшей группы.
Таблица 1
Значение U – критерия Манна – Уитни при сравнении межличностных отношений между группами
Методики |
«Капитан корабля» |
«Диагностика развития общения со сверстниками» |
«Картинки» |
Ранг 1 |
51 |
51 |
49 |
Ранг 2 |
102 |
102 |
104 |
Результат эмпирического значения UЭмп |
6 |
6 |
4 |
Уровень значимости р=0.01 |
11 |
11 |
11 |
Уровень значимости р=0.05 |
18 |
18 |
18 |
Зона значимости |
значимо |
значимо |
значимо |
Из таблицы следует, что в 3 психодиагностических методиках Uэмп находится в зоне значимости. Это говорит о том, что первая гипотеза исследования подтверждена.
Для подтверждения второй гипотезы объединим среднюю со старшей и первую подготовительную со второй подготовительной группой, и сравним показатели.
Таблица 2
Значение U – критерия Манна – Уитни при сравнении межличностных отношений между группами
Методики |
«Капитан корабля» |
«Диагностика развития общения со сверстниками» |
«Картинки» |
Ранг 1 |
306 |
325.5 |
325 |
Ранг 2 |
324 |
304.5 |
305 |
Результат эмпирического значения UЭмп9 |
153 |
133.5 |
134 |
Уровень значимости р=0.01 |
82 |
82 |
82 |
Уровень значимости р=0.05 |
102 |
102 |
102 |
Зона значимости |
незначимо |
незначимо |
незначимо |
Из таблицы следует, что в 3 психодиагностических методиках Uэмп находится в зоне незначимости. Это говорит о том, что вторая гипотеза исследования не подтверждена.
На основании полученных данных по U – критерий Манна – Уитни, можно предположить, что гипотеза не подтвердилась по причине влияния различных факторов, таких как: возраст, психологические особенности ребёнка, вид ОВЗ, количество детей с ОВЗ в группе со сверстниками, внутреннего климата в дошкольной группе, который создаётся в том числе и педагогами.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, одна из двух гипотез доказана.
Список литературы:
Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? - М.: Речь, 2012. – 283 с.
Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями Учеб. пособие. – Б: "Николаев", 2002. - 80 с.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. / Под. ред. Зоновой Н. – СПб.: Питер, 2018. - 592 с.
Ковалёв Е., Староверова М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.
Ничипорюк Е.А., Посевина Г.Д. Диагностика в детском саду. – Ростов – на – Дону, 2003.
Попова Г.П., Виноградова Е.А. Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО.: Учитель, 2017.-125 с.
Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М: Владос, 2015. – 158 с.
Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. / Под ред. Цветковой Т.В. – М: Сфера, 2017.- 64 с.