РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Абрамова А.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическое развитие любого региона нашей страны требует новых высококвалифицированных кадров профессиональной деятельности, отличающихся тем, что они являются носителями новых знаний и технологий, на новом уровне информационного, деятельностного и интеллектуального потенциала осваивают практическую деятельность, обладают инновационными компетенциями.

Высококвалифицированные специалисты по социальной работе востребованы в различных социальных сферах и наделяются разнообразными должностными обязанностями: содействуют интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывают помощь в семейном воспитании; проводят социально-психологические и юридические консультации и т.д.

Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам. Так, если деятельность относится к классам "человек - человек", "человек - группа или коллектив" и "человек - большие социальные группы", особая роль в ее эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять "человеческой составляющей" управляемых систем [3, c.85].

При определении специфики и путей формирования профессиональных компетенций в области социальной работы необходимо помнить о том, что понятие компетентности является интегративным, так как охватывает не только когнитивные и операциональные составляющие, но и социальные, ценностные, мотивационные результаты обучения, которые формируются как в условиях образовательного учреждения, так и в социокультурной среде [8, с.34].

По мнению Б.С. Гершунского, категория «профессиональная компетентность» определяется главным образом уровнем собственного профессионального образования, опытом и индивидуальным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу, как результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализации в деятельности. Подобные индикаторы достигаются исключительно средствами новых образовательных технологий, предполагающих личностно-индивидуальное практическое активное образование. И поскольку содержание профессиональной деятельности специалиста социальной работы диктует необходимость знания широкого круга вопросов и готовности применять их одновременно и эффективно в работе с клиентами, чьи социальные ситуации редко когда бывают однозначны и просты в решении [7, с. 36-37]

К.М. Оганян считает, что профессиональная компетентность – «это сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем» [6, с.116]

Социальная работа, как известно, входит в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях и трудных жизненных ситуациях. Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

В отличие от других форм социального содействия социальная работа - двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должны обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы [2, с.29].

Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях [Электронный ресурс].

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций, к которым относятся диагностическая, правозащитная, социально-медицинская, социально-бытовая, коммуникативная и др. [5, с.43]. Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы; социальная работа была и остается одной из самых трудных и непростых. Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые работники социальной сферы продуктивно и эффективно ведут себя в конфликтных ситуациях, другие - в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие - нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста. Особенно значимым данное положение является для социальной сферы, ориентированной на оказании социальной помощи семье, детям, пожилым людям и т.д. Вся эта деятельность предполагает взаимодействие в системах "человек - человек", "человек - коллектив", "человек - большие социальные группы".

Работник социальной сферы не может выполнять свои функции вне сферы общения. Общение в социальной работе рассматривается как специфический вид деятельности, содержанием которого является развитие и совершенствование межличностных отношений. Выделяют информационный, когнитивный, регулятивный, аффективный и интерактивный аспекты процессы общения, ибо оно включает взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение и взаимодействие людей [4, c.28]. Система отношений "социальный работник - клиент" и "социальный работник - окружение клиента" играет в социальной работе важнейшую роль. Профессионализм работника социальной сферы предполагает знание людей, закономерностей их поведения, деятельности и отношений, методов эффективного общения и влияния.

Процесс формирования компетенций выпускников вузов реализуется в ходе теоретического и практического обучения, учебной, научной и исследовательской деятельности студентов, включая их самостоятельную работу, а различные виды аттестации (текущая, промежуточная и итоговая) предназначены для подтверждения сформированных компетенций. На каждом этапе обучения используются определенные идентификаторы компетенций и соответствующие им квалиметрические шкалы [1, с. 24-42]. На этом этапе актуальной становится разработка фондов оценочных средств (тестов, заданий, тем эссе, кейсов и т.д.), отличающихся универсальностью, гибкостью, периодической обновляемостью и валидностью (надежностью).

Все сказанное выше делает необходимым направлением психолого-акмеологического развития профессионализма работников социальной сферы развитие их профессиональной компетентности. Эта задача может быть успешно решена как в процессе подготовки студентов в системе непрерывного профессионального образования, так и в рамках сопровождения процесса личностно-профессионального развития специалиста.

Список использованных источников

Литература

Богуславицкий М.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: обсуждение программного доклада А.В. Хуторского в российской академии образования // Эйдос. М., 2014. С. 24 – 42.

Социальная работа: учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 352 с.

Гулина М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. ˗ СПб: Изд–во Питер, 2012. – 353 с.

Актуальные проблемы современной социальной работы: монография / под общ. ред. акад. РАН В.И. Жукова. - М.: Гном и Д, 2012. – 336с.

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А. Никитин - М., 2002. – 248 с.

Социальная работа: Словарь терминов / Е.Н. Приступа; Пер. П.А. Степичева, М.С. Фироновой; Под ред. Е.Н. Приступы. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 232 с.]

Саралиева З Х. Система социальной работы. Нижний Новгород, 2008. 315 с

Симен-Северская О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. … к.п.н. Ставрополь, 2002. – 190 с.

Электронные ресурсы

Базарова Т. С. Критерии профессионализма специалиста по социальной работе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2013. N 5.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-professionalizma-spetsialista-po-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 26.01.2019).

Просмотров работы: 122