Концептуальные положения стратегического управления деятельностью предприятия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Концептуальные положения стратегического управления деятельностью предприятия

Поверенная Д.В. 1, Карпенко Т.В. 1
1филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под управлением вообще понимается деятельность по упорядочению процесса функционирования и развития естественных, технических, социальных объектов. Управление социальными объектами со временем стало профессиональным. Первоначально оно возникло как государственное, религиозное и военное, а в ХIХ в. с появлением крупных предприятий стало проникать в экономику.

В эпоху массового производства (конец XIX в. – начало XX в.) спрос в целом превышал предложение, предприятия обладали гарантированными рынками сбыта, а хозяйственная жизнь развивалась по предсказуемой траектории. В этих условиях безраздельно господствовала «контрольная модель» управления, которая сводилась к текущему регулированию производства, сбыта, поставок, предотвращению их сбоев.

В 1930-50-е гг. наступила эпоха массового сбыта, и предложение превысило спрос. Нестабильность экономки продолжала нарастать и в 1960-1970-е гг. возникла необходимость управлять развитием организации в долгосрочной перспективе. Но, на данном этапе будущее оставалось достаточно предсказуемым, поэтому сформировалась «плановая» модель управления, базирующаяся на составлении экстраполяции прошлых тенденций и долгосрочных планов.

С 1970-х гг. социально-экономические изменения происходили настолько стремительно и непредсказуемо, что прежние методы управления стали неэффективными. Для выживания фирмы стали использоваться стратегический маркетинг и стратегическое управление.

Термин «стратегическое управление» стал использоваться на рубеже 1960-х и 1970-х гг., для обозначения различий между оперативным и корпоративным управлением. Впервые методы стратегического управления были разработаны в США в начале 1970-х гг. консультационной фирмой «Мак-Кинси» и применены на практике в 1972 г. в компаниях «Дженерал Электрик», ИБМ, «Кока-кола», «Техас Инструментс». В начале 1980-х гг. они уже использовались почти половиной крупных корпораций.

Теория стратегического управления ознаменовала начало нового этапа в эволюции менеджмента, она базировалась на ряде концепций (таблица 1).

Таблица 1 – Теоретические основы стратегического управления1

Концепция

Характеристика концепции

1

Корпорация, ориентированная на будущее

Получила распространение в середине 1960-х гг. Рассматривала внутреннюю структуру фирмы и окружающую ее среду как единое целое. Первоначально акцент делался на адаптацию, затем – на изменение среды.

2

Управление по целям

Цели корректируются исходя из реальных обстоятельств, и возможностей персонала их реализовать.

3

Ситуационный подход

Понимает управление как реакцию на воздействие внешних обстоятельств и внутренних возможностей.

4

Экологическая школа

Поднимала проблему органической связи фирмы и среды для обеспечения выживаемости, как главную в управленческой деятельности.

5

Обслуживающие среду организации

В центре было положение о необходимости адаптации компании к окружению при его изменении путем перестройки структуры и корректировки целей

6

Маркетинг

Фирма должна исходить в своей деятельности из потребностей клиентов.

7

Стратегическое планирование

Нацелена на выявление и анализ долгосрочных проблем, постановку целей, определение курса действий и перераспределение ресурсов.

Появление стратегического управления было вызвано резким усилением нестабильности мирового хозяйства, основной причиной которой послужило совмещение во времени трех явлений: смены индустриального способа производства на постиндустриальный, понижательной волны большого цикла конъюнктуры и среднесрочных циклических колебаний. При этом она усиливалась процессом интернационализации международной экономики, началом превращения ее в глобальную. Последним фактором роста нестабильности стал НТП. Крупные открытия и изобретения сокрушали целые отрасли и приводили к стремительному появлению новых.

В настоящее время не сформировалось единого подхода к определению понятия «стратегическое управление», в таблице 2 приведем основные из них.

Таблица 2 – Основные определения понятия «стратегическое управление»[2,с.5]

Автор

Определение

1

А. Роув

Процесс принятия решений, объединяющий внутренние организационные ресурсы с возможностями, предоставляемыми внешней средой.

2

У Глук и Л. Джаух

Направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (стратегий), содействующей достижению корпоративных целей.

3

Дж. Пирс и Р. Робертсон

Набор решений и действий по формированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации.

4

Г Джонсон и К. Склуз

Анализ текущего положения фирмы в конкурентной среде, разработка, оценка и выбор альтернатив, а также реализация выбранной стратегии.

5

Виханский О.С.

Это управление организацией, опирающееся на человеческий потенциал, оно ориентирует деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует на изменения внешней среды и проводит своевременные изменения в организации, добивается конкурентных преимуществ, что дает возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая целей[3,с.14-16]

6

Маркова В.Д., Кузнецов С.А.

Комплекс стратегических управленческих решений и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры[4,с.11]

7

И. Ансофф

Постановка целей и задач организации, поддержание взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям[5,с.21-24]

Анализируя определения таблицы 2 можно отметить, что все они связывают стратегическое управление с разработкой и реализацией долгосрочного плана развития организации – ее стратегией, выполнение которой необходимо контролировать, а она сама должна корректироваться под влиянием изменений внешней и внутренней среды.

Стратегию предприятия однозначно охарактеризовать достаточно трудно, поскольку это многогранная категория. Выделяют два противоположных взгляда на понимание стратегии: стратегия как план долгосрочных действий по достижению конкретных долгосрочных целей; стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

На современном этапе стратегия рассматривается как симбиоз запланированных действий и адаптивной реакции на возникшую ситуацию. М.Б. Шифрин выделяет четыре определяющих элемента стратегии фирмы [6,с.24-26] (рисунок 1).

Рисунок 1 – Определяющие элементы стратегии предприятия

Размещение ресурсов – это процесс их распределения, а также выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования. Адаптация к внешней среде охватывает действия стратегического характера, которые должны обеспечить эффективное приспособление стратегии предприятия к окружающим условиям с учетом, как возможностей, так и опасностей. Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности предприятия с целью обеспечения эффективности внутренних операций. Создание устойчивого конкурентного преимущества определяется способностью фирмы предложить продукцию, превосходящую по потребительской ценности продукцию конкурентов.

В зависимости от уровня принятия стратегических решений выделяют три основных типа стратегий предприятия: корпоративные стратегии, конкурентные стратегии и функциональные стратегии (рисунок 2).

Рисунок 2 – Типы стратегий организации в зависимости от уровня принятия стратегических решений [7,с.37]

Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии.

Корпоративная стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Он включает базовые стратегии развития предприятия и портфельные стратегии. К первым относят: стратегии роста, стратегии стабильности, стратегии сокращения и комбинированные стратегии.

Стратегия роста предусматривает рост продаж, доли рынка, прибыли и размера предприятия. В настоящее время практикой стратегического анализа выработано большое разнообразие стратегий роста, которые объединяются в три направления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост. Стратегия стабильности предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Используется, как правило, доминирующими на рынке предприятиями. Стратегия сокращения предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в прошлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию. Комбинированная стратегия – это сочетание перечисленных выше стратегий, когда по одним направлениям планируется рост, по другим стабильное положение, по третьим – сокращение. Также комбинированная стратегия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую.

Портфельная стратегия показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров предприятия. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей портфельной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Исторически бизнес сначала был однопродуктовым, затем наступила эра диверсификации производства, связанная с управлением крупными многопродуктовыми предприятиями.

На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц бизнеса. При этом используется не коммерческий принцип, а бюджетный, при котором самоокупаемость стратегической единицы бизнеса (СЕБ) на первых этапах ее развития становится не столь важной, поскольку она финансируется из общего бюджета предприятия, а экономические ресурсы между подразделениями предприятия перераспределяются планомерно. На уровне СЕБ разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия, бизнес-стратегия) – это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ СЕБ.

Функциональные стратегии – это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами организации на основе корпоративной и конкурентной стратегий. При этом они ориентированы на оптимальное использование экономических ресурсов предприятия в рамках данной функциональной зоны хозяйствования, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 3.

Рисунок 3 – Состав функциональных стратегий предприятия

Отдельным подвидом функциональных стратегий, стоит выделить, ресурсные стратегии, которые определяют перспективную деятельность органов управления организации в сфере обеспечения производственно-хозяйственной деятельности ее подразделений необходимыми ресурсами. Исходя из существующих факторов производства, выделяют три основных вида данной стратегии: материального обеспечения производства; обеспечения трудовыми ресурсами; финансового обеспечения [8,с.78-82].

Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий. Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений – уровень операционных стратегий. Операционная стратегия относится к еще более конкретной деятельности определенного функционального направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заводы, подразделения, отделы и службы), которые решают ежедневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение (реклама, управление запасами, набор персонала, организация транспортного хозяйства) [8,с.37-41].

Список литературы:

Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 11.

Веснин, В.Р. Стратегическое управление. Учебник / В.Р. Веснин. – М. : Проспект, 2013. – С. 5.

Виханский, О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Гардарика, 2001. – С. 14-16.

Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 11.

Ансофф, И Стратегический менеджмент / И. Ансофф. – СПб. : Питер, 2009. – С. 21-24.

Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. – СПб. : Питер, 2009. – С. 24-26.

Савельева, Н.А. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Савельева. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – С. 37.

Пинкевич, И.К. Методические подходы к изучению стратегий и организации стратегического управления и планирования в компании предпринимательского типа / И.К. Пинкевич // Экономическое возрождение России. - №2. – 2010. – С. 78-82.

1 Составлено автором по материалам Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 11.

Просмотров работы: 29