КОГНИТИВНО - СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОР В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

КОГНИТИВНО - СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАФОР В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКИ

Аллахверанова Т.Ф. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность изучения публицистической когнитивной метафоры заключается в значимой роли СМИ в обществе. Язык СМИ активно изучается лингвистами (А.Н.Баранов, Ю.А. Воронцова, Е.А.Земская, Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин, Ю.Б.Феденева, А.П.Чудинов, В.И.Шаховский, Е.И.Шейгал и др.).

Цель работы - анализ когнитивных моделей публицистических метафор, а также особенностей их употребления в текстах современной периодики по результатам изучения лингвистической литературы и частичной выборки текстовых фрагментов, содержащих метафоры, из публицистических текстов.

Объект исследования - тексты современной периодики, содержащие метафоры, а предмет - публицистические метаыоры, их когнитивные модели и особенности употребления в текстах СМИ.

В связи с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Изучить лингвистическую литературу по теме исследования.

2. Сделать частичную выборку публицистических метафор из отдельных номеров региональных и центральных газет за 2010-2018 гг., а также из телепередач.

3. Выявить степень метафоричности концептуальной сферы-реципиента.

4. Выявить степень продуктивности метафорических моделей.

Метафора - «троп или фигура речи, употребление слова, обозначающего некоторый класс объектов, явлений, действий или признаков, для характеризации или номинации другого, сходным с данным классом объектов или индивида, а в широком значении данный троп считается любым видом использования слов в переносном значении» [3, с. 296].

Существует несколько теорий метафоры, среди которых наиболее известными являются теория замещения, теория аномалий, эмотивная и интеракционистская теории.

В теории замещения главной функцией метафоры является украшение речи и замещение одного понятия другим. Теория аномалий представляет метафору как троп, который является семантической аномалией, но при этом возникает после лексического отклонения и сохраняет синтаксическую правильность высказывания. Эмотивная теория связывает возникновение и функционирование метафоры с эмоциональной стороной, а интеракционистская теория - с взаимодействием нескольких слов.

Использование публицистической метафоры заключается в употреблении автором определённого слова, переосмысленного на базе образно-ассоциативного подобия. Данное подобие возникает в результате субъективного впечатления, ощущения и эмоционального восприятия. С одной стороны, данное подобие подразумевает отражение реального мира и объективного знания о нём, закреплённого в языке, а с другой стороны - способ создания индивидуального, образного мира писателя или журналиста [7].

Во второй половине двадцатого века в лингвистике появился новый подход к изучению метафоры, связанный с когнитивным направлением в исследовании языковых единиц. Когнитивная наука или когнитивизм – «это направление в науке, объектом изучения которого является человеческий разум, мышление и те ментальные процессы и состояния, которые с ними связаны. Это наука о знании и познании, о восприятии мира в процессе человеческой деятельности» [4].

Когнитивная метафора, выделяемая Н.Д. Арутюновой [1], А.П. Чудиновым [6] и другими исследователями, является сравнительно новым типом метафоры, в некоторой степени противопоставленным языковой метафоре (номинативной и образной). В основе когнитивной теории метафоры лежит идея о том, что метафора – это феномен не лингвистический, а ментальный: языковой уровень отражает только мыслительные процессы. Анализ когнитивной метафоры служит средством выявления существующих в национальном сознании представлений о современной политической ситуации в России, в том числе о деятельности высших органов государственной власти, политических партий и других общественных организаций, о жизни регионов, о состоянии финансовой системы, промышленности, сельского хозяйства и т. п.

Когнитивный подход к изучению метафоры заключается в преобладании человеческого мышления с учётом субъективности восприятия мира. Данная теория является свидетельством того, что язык не может быть объективно описан без учёта когнитивных процессов.

В когнитивной теории объектом изучения являются метафора и метонимия, которые выступают основным источником сведений об организации человеческого мышления.

А.П. Чудинов различает несколько типов метафор: ориентационные, онтологические и структурные. Ориентационные метафоры опираются на пространственные оппозиции («верх-низ», «центр-периферия»), онтологические метафоры представляют собой способы трактовки событий, действий, эмоций, идей как предметов и веществ, а структурные метафоры дают возможность использовать одну понятийную сферу для описания другой [6].

В ходе анализа публицистических метафор в текстах современной периодики мы обозначили социально-политические и бытовые тематические сферы, активно подвергающиеся процессу метафоризации. Среди них следует выделить политическую, спортивную и финансово-экономическую сферы.

В анализе семантических моделей публицистических метафор мы исходили из общепринятого деления этих тропов на внешние и внутренние [2, c. 58-60].

«Метафорическая модель – это существующая или складывающаяся в сознании носителей языка схема связи между двумя понятийными сферами, которую можно представить определённой формулой: ‘X – это Y’ [4, c. 64].

По мнению М.В. Пименовой «под когнитивной моделью понимается некоторый стереотипный образ, с помощью которого организуется опыт» [4]. Одна когнитивная модель охватывает некое множество лексем, которые по данной схеме связывают конечную и исходную сферы. Если связь между двумя сферами сопряжена с метафорическим переосмыслением, то тогда реализуется метафорическая модель.

В результате компонентного анализа нами были выделены следующие наиболее продуктивные семантические модели внутренних метафор в текстах современной периодики:

1. Среди тематических сфер-«доноров» доминируют метафорические переносы из области медицины (названия болезней, диагнозов и др.) на социально-политические и экономические отношения: 1. А поскольку серьёзных достижений в преодолении региональных диспропорций не видно, нетрудно догадаться, что эти регионы станут для власти настоящей головной болью (АиФ. 2018. № 7). 2. Он отметил, что Крымский мост — больше, чем конструкция над керченским проливом. Это, добавил Бороздин, самая важная для Керчи артерия (https://social.primechaniya.ru/blog/43723091359/%ABS-otkryitiem-Kryimskogo-mosta-nash-lyubimyiy-gorod-zhdet-vzryiv). 3. Если я написал, то, что чувствую, и люди так на это реагируют, значит, я попал в нерв (АиФ. 2018. № 7). 4. Нынешний февраль подарил москвичам вместе со снежным коллапсом сказку (АиФ. 2018. № 7).

2. Также был отмечен перенос с мира животных на мир человека: Остальных браконьеров тут схватят за щучьи жабры (https://sobesednik.ru/politika/20180206-s-putinym-raj-v-shalashe).

3. Перенос названия конкретных физических явлений (предметов, признаков, действий) на социально-политические, спортивные и экономические отношения, среди которых преобладает перенос на сферу «Олимпиада»: 1. Приходит ли ему в голову мысль, что антидопинговая метла вымела чистых спортсменов, звёзд, способных своим присутствием украсить Игры? (АиФ. 2018. № 7). 2. Команду урезали, пропустив через сито непонятных критериев, проигнорировав решение суда, который не нашёл доказательств допинг-вины у людей (АиФ. 2018. № 6). 3. Я полон сочувствия к нашим спортсменам, они попали в безумную мясорубку, им всячески нужно помогать (АиФ. 2018. № 6). 4. Ана и ещё 52 человек просто выкинули из списка приглашённых на Олимпиаду (АиФ. 2018. № 7). 5. Тем временем идеологическая машина, не разбирая дороги, несётся прямо на школу, оставляя вокруг ядовитые выхлопы ненависти (Московский комсомолец. 2015. 16 - 23 дек. С. 6).

В данную группу также входит перенос с конкретных явлений на политическую сферу, а именно на тематическую группу «Выборы президента»: 1.Это станет началом вялотекущего, но драматичного политического скукоживания Путина как политического института и гаранта стабильности системы (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/01/18/748172-opasen-chetvertii-srok). 2. На этом фоне как-то странно слышать от Грудинина рассказы о социалистическом рае, который он якобы выстроил в совхозе имени Ленина (АиФ. 2018. № 6). 3. Вторая цель — выборы пусты и неинтересны, если в них нет либеральной струи (https://sobesednik.ru/politika/20180220-leonid-radzihovskij-razve-sobchak-neubeditelna).

Также в отдельную группу следует выделить публицистические индивидуально - авторские метафоры: 1. Дискуссия о том, как защитить детей от виртуальных угроз и при этом не превратить джунгли Интернета в заповедник, куда просто так не попадешь, развернулась сегодня и в региональных парламентах России (Архангельск. 22.02.2018. С. 12). 2. Скорее наоборот - город и остров защищали себя от майданных революционеров, пахнущих площадным борщом и американскими печеньками (АиФ. 2018. № 11). 3. 168 человек из нашей команды, прошедшие через все круги ВАДА, которым надо скотчем заклеивать и шарфом прикрывать запрещённые российские эмблемы, получили добро на поездку в Пхёнчхан (АиФ. 2018. № 7). 4. Все мы на разном уровне духовного развития. Поэтому многим нужен учитель, священник, помощник. Нужны костыли в виде обрядов, песнопений, ритуалов (АиФ. 2018. № 7).

Таким образом, анализ метафорических моделей в текстах современных СМИ показал, что среди метафор преобладают тропы, в основании переноса которых лежит сходство по внутренним качествам. Наиболее продуктивными сферами - «донорами» для создания публицистических метафор, характеризующих явления современной социально-политической и экономической ситуации в стране и в мире, являются «Медицина» (попал в нерв, снежный коллапс), «Конкретные физические предметы, признаки, действия» (антидопинговая метла, безумная мясорубка), «Мир животных» (щучьи жабры).

Список литературы:

1. Арутюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. ‒ М.: Наука, 1978. ‒ Т.37. ‒ №4. ‒ С. 333-343.

2. Котцова Е.Е. Лексическая семантика в системно-тематическом аспекте: Учеб. пособие. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 203 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с.

4. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Уч. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 296 с.

5. Пименова М.В. Душа и дух: Особенности концептуализации: Монография. – Кемерово: ИПК «Графика», 2004. – 388 с.

6. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь. – 2002. – № 1. – С. 42-46.

7. Ярцева Л.И. К вопросу о классификации метафор (на материале французской спортивной прессы) // Вестник Запорожского государственного университета. – 2001. – № 3.

Просмотров работы: 99