СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Сологуб Н.Ю. 1, Карпенко Т.В. 1
1филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях неопределенности внешней и внутренней среды, ожесточающейся конкуренции, все более важное значение приобретает маркетинговая деятельность предприятий, позволяющая выявить факторы, содействующие коммерче­скому успеху, повысить конкурентоспособность и обеспечить стабильное функционирование компании. В общей системе управления маркетинг рассматривается в качестве функционального блока, где в качестве эле­ментов системы представлены: маркетинговая служба компании; маркетинговая информация; управленческие решения, направленные на корректировку деятельности компании с учетом изменений во внешней среде; система методов обработки маркетинговой информации (рисунок 1) [1,с.24].

Рисунок 1  Место управления маркетинговой деятельностью

в общей системе управления компанией [2,с.4-8]

По определению, данным Г.А. Жариковым, управление маркетингом  это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установле­ние, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателя­ми ради достижения определенных задач организации[3,с.4-8]. Единое понятие маркетинга отсутствует, западные и европейские ученые трактуют маркетинг следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 – Понятие маркетинга в зарубежной литературе [4.с.232-233]

В российской литературе под мар­кетингом в широком смысле понимается процесс изучения и формирования потребительских запросов, оценок, и использование всех ресурсов и средств фирмы для их удовлетворения в целях получения прибыли и для пользы потребителя [5,с.]; эффек­тивная организация всех производственных и сбытовых мероприятий [6,с.]; система реализации принципов ориентации на потребителя, экономической эффективности как основы деятельности фирмы, координации усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей [7,с.]. Процесс маркетинга наступает с момента оценки потребителей и выявления потребностей, а закачивается удовлетворением потребностей [8,с.45-47].

Распространяя свое влияние на другие сферы эко­номической деятельности предпри­ятия (ценообразование, финансы, персонал), современный маркетинг становится системным, т. е. одной из важнейших функций управ­ления организацией. Это привело к трансформации терминологии маркетинга. Так Б.А. Соловьев, А.А. Мешков и Б.В. Мусатов характеризуют маркетинг как технологию бизнеса, постоянно развивающую процедуру в современной информационной среде [9,с.4]. В тоже время, новая концепция маркетинга не отменяет сложившихся подходов и решений, а скорее их дополняет. Охватывая все сферы управления предприятием, современный маркетинг смещается с рыночных сделок на управление отношениями парт­неров по рынку, связы­вая их вместе в текущих отношениях».

Содержание практического маркетинга объединяет четыре вида де­ятельности (политики) (таблица 1).

Таблица 1  Составляющие практического маркетинга [10,с.9]

Системообразующие понятия

Область политики

Основные направления

деятельности (политики)

Товар

(Product)

Товарная политика

(Product policy)

Разработка новых видов товаров (продук­ции, работ, услуг); углубление и расширение товарного ассортимента (дивер­сификация товаров) и др.

Цена

(Prise)

Ценовая политика (Prise policy)

Выбор метода ценообразования; разработка ценовой стра­тегии; регулирова­ние цен на товары и др.

Сбыт

(Place)

Сбытовая политика (Place policy)

Выбор каналов товародвижения; стимулирование системы продаж; оптимизация системы рас­пределения и др.

Продвижение

(Pro­motion)

Коммуникационная по­литика (Promotion poli­cy)

Информация и реклама; паблисити; паблик рилейшнз; формирование спроса и др.

Если крупные предприятия практикуют маркетинговую деятельность в ши­роких масштабах, для предприятий сферы среднего и малого бизнеса эта деятельность часто ограничивается перечисленными направлениями и, как правило, не выделяется в автономный участок работы.

В качестве основных целей маркетинга следует отметить: всестороннее изучение потребительского спро­са; максимальное приспособление деятельности к требованиям рынка, т.е. выпуск товаров, необходимых потребителю; своевременный выход товаров рыночной новизны; достижение преимуществ в конкурентной борьбе; ориентация стратегии маркетинга на перспективу; адаптация стратегических и тактических решений к факторам конъ­юнктуры [11,с.97].

Как известно, классические функ­ции управления (планирование, организа­ция, мотивация, контроль, координация), были определены А. Файолем [12,с.842], по аналогии основные функции маркетинга представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные функции и задачи маркетинга1 [13,с.]

Эффективная реализация функций маркетинга предпола­гает наличие и использование системы соответствующих принципов, предъяв­ляющих определённые требования к субъектам маркетинговой деятельности (рисунок 4).

Рисунок 4 – Основные принципы маркетинга [13,с.177]

Реализация этих принципов позволяет своевременно реагировать на рыночные изменения, обеспечивает возможность использования конкурентных пре­имуществ организации и пр. Получить нужный результат в запланированные сроки помогает правильная стратегия маркетинга, под которой понимают совокупность определенных долгосрочных решений, предусматривающих постановку целей компании и выбор маркетинговых средств для их достижения [14,с.37].

В организационном отношении управляющее звено маркетинговой системы в малой фирме может быть представлено непосредственно одним из руководителей, подавляющее большинство начинающих предпринимателей не знает, что такое маркетинг и его назначение. Данная ситуация объясняется рядом причин:

наиболее распространенная причина  ограниченность финансов в сфере малого бизнеса, бюджеты субъектов малого бизнеса  низкобюджетные;

неграмотность предпринимателей, недостаточная освещенность вопросов важности организации маркетинговой деятельности;

отсутствие квалифицированных кадров, т.е. профессиональных маркетологов, особенно, в небольших городах.

Отсюда следует, что основной особенностью маркетинговой деятельности в сфере малого бизнеса является бессистемный характер маркетинга [15,с.79].

Состав реализуемых стратегических задач в повседневной практике малого бизнеса значительно скромнее, чем в крупной компании, и включает следующие основные направления: правильный выбор маркетинговых целей и основных путей их реализации, увязка имеющихся ресурсов с поставленными целями, а целей  с запросами потребителей; своевременное накопление необходимой информации об окружающей рыночной среде и анализ этой информации; гибкое приспособление системы маркетинга к изменяющимся условиям рынка; обеспечение ассортиментного предложения, в максимальной степени удовлетворяющего потребности клиентов; постоянная работа с потенциальными клиентами, пропаганда своей деятельности для достижения признания и доверия.

Для того чтобы в сфере малого бизнеса система маркетинга успешно функционировала, необходим ряд условий: наличие развитого рынка; свобода производителя; доступность информации и ее сбора; квалифицированность предпринимателей [16,с42]. Основными особенностями диагностики маркетинговой деятельности в малом бизнесе являются ориентированность и оперативность проведения, т.к. масштабы бизнеса малы.

Список литературы:

Романенко И.В. Управление производством (операциями). Экономический механизм управления расходами на оплату труда персонала маркетингово-ориентированной компании Текст / И.В. Романенко // Управление персоналом. - СПб.: СЗФМУМ, 2014, № 11, с.24.

Шараева О.А. Место управления маркетинговой деятельностью в общей системе управления компанией Текст / Шараева О.А. // Экономика. Бизнес. Право. 2016. № 1-2 (9). С. 4-8.

Жариков Г.А. Маркетинг и его особенности в России [Текст] / Г.А. Жариков. - М.: Прометей, 2016, с.71.

Голубков Е.П.Маркетинг Текст: Словарь-справочник / Е.П. Голубков - М.: Дело, 2014. - С. 232-233.

Багиев Г. Л. Маркетинг Текст: учеб. для вузов / Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. М.: Знамя, 2016.

Бун. Л. Современный маркетинг Текст: учеб. / Л. Бун. - М.: Юнити-Дана, 2016.

Гвишиани Д.М. Организация управления Текст : учеб. / Д.М. Гвишиани. - М.: Наука, 2016, с.301.

Фёдорова Н.В. Управление персоналом Текст: учеб. / Фёдорова Н.В, Минченкова О.Ю. - М.: КНОРУС, 2016, с. 228; Бурлакова К.А. Управление маркетинговой деятельностью на предприятии Текст / Бурлакова К.А. // Наука и искусство управления. Материалы IV Международного конкурса научных работ. 2017. С. 45-47.

Соловьев Б.А. Маркетинг: Текст : учеб. / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - С. 4.

Голубков Е.П.Онекоторых основополагающих понятиях маркетинга Текст / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 1. - С. 9.

Скотт Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как исполь­зовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непо­средственного контакта с покупателем [Текст] / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В .Апанасик, Г. Огибин]. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014, с.97.

Классики менеджмента Текст / под ред. М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2011, с.842.

Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы [Текст] : учеб. / М.П. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 2016, с.142; Мельникова Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактиче­ское планирование рекламных кампаний [Текст] : Н.А. Мельникова. - М.: Дашков и К, 2016. - 177 с.

Прокшина Т.П. Маркетинг [Текст] : учеб. / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016, с.37.

Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии Текст / Сергеев И.В., Шипицын А.В. - М.: Финансы и статистика, 2016, с.79.

Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности Текст: учеб. / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2016, с.42.

1Составлено авторами по результатам изучения теоретико-методологической литературы.

Просмотров работы: 47