Все мы знаем, как важен детский спорт. Ведь то, что мы заложили в самом раннем возрасте, даст свои плоды в любом дальнейшем профессиональном спорте.
Важен, не сколько сам тренировочный процесс, а именно мотивация и психологическая подготовка. Требования в спорте стремительно растут и тренеры вынуждены с самого начального этапа подготовки влиять на формирование психологического состояние воспитанника.
Спецификой данного этапа воспитания является несформированность психологической структуры спортивных занятий и в первую очередь несформированность мотивации к занятиям спортом.
Каждый этап спортивной деятельности определяется своей мотивацией.
Если рассмотреть мотивы на начальном этапе занятий деятельностью, то можно сказать, что они отличаются отсутствием заинтересованности в данном виде спорта, нет получения полного удовлетворения от деятельности без понимания сути спорта.
В самом раннем возрасте к спорту, чаще всего детей побуждаются старшие. Здесь имеется у детей мотивация понравится родителям.
Рекордсменка мира на 60 м Л.Нарожиленко признавалась, что ее спортивная деятельность началась с занятий гимнастикой, которую она не не любила. Но родители но настаивали, она не хотела из расстраивать и продолжала заниматься. Только когда повзрослела, приняла решение самостоятельно перейти к занятиям лёгкой атлетикой, где и добилась больших побед.
Такая мотивация может долго поддерживать спортсмена, но в конечном итоге приводит к психологической напряженности, усталости и уходу из спорта.
Формирование позитивной, правильной и устойчивой мотивации, безусловно является одним из главных вопросов работы с детьми на начальном этапе занятий. Поэтому большое внимания уделяется этим темам.
Если рассмотреть результаты исследования в данной теме, можно сказать, что мотивация начала занятий, как уже говорили, отличается неустойчивостью. Потому что преобладает неспортивная мотивация. У юных спортсменов социальные мотивы, преобладают над конкретными в спорте. А именно угодить взрослым или заработать авторитет у сверстников.
Исследователи, которые изучали данные вопросы, обратили внимание на их многочисленность и разнообразие. О.А Мильштейн и К.А Кулинкович, исследовав мотивацию на начало занятий спортом у спортсменов-олимпийцев, выделили следующие их основания группы [1].
1) Воспитательно- образовательные стимулы (пример педагога, родителей, товарищей)
2) Содержательные (увиденные соревнования, участие в первых соревнованиях, первый успех);
3) гедонистические (удовольствие от выполнения упражнений, участия в занятиях, первых соревнованиях);
4) Коммуникативные (выступления артистов, спортсменов, просмотренные телепередачи, кинофильмы, материалы журналов, газет);
5) Материально-бытовые (расположенная близко от дома спортивная база, наличие необходимого инвентаря, наличие свободного времени, слабая физическая подготовка, плохое здоровье).
Так же авторы отмечают, что начальная мотивация не отражает сути спорта, как спорта высших достижений, важных аспектов занятий спортом, которые очевидны для тренера, которые работают с детьми.
Список литературы.
1. Мильштейн, О. А. Советский олимпиец: социальный портрет / О. А. Мильштейн, К. А. Кулинкович. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.