ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГОВ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ

Казак Л.М. 1, Филиппова А.Р. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успешность процесса развития грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы педагогов ДО и родителей. Комплексный подход предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома. Так, разрабатывая содержание процесса сотрудничества педагогов ДО и семьи в обучении детей, Г.А. Тютрина выделяет 6 стадий.

На первой стадии происходит установление контактов. В это время педагогу необходимо проявить, высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных именно их семье условиях.

В числе наиболее информативных и простых способов, которые предварительно ориентируют педагога в оценке воспитательных возможностей родителей можно назвать, во-первых, наблюдение и, во-вторых, посещение семей воспитанников. Наблюдение, например, поможет ответить на такие вопросы: Следят ли родители за тем, как говорит ребенок? Создается ли в повседневном общении с ребенком ситуации, позволяющие ему использовать в речи сложные типы предложений? Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям, и наоборот? Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)? Поощряется ли родителями стремление ребенка говорить правильно? Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь (успехи в развитии, поведение, питание, сон)?

В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу.

Совсем иначе развивается речь детей, если ее воспитанием родители не занимаются. Неполноценная языковая среда может проявлять себя в искаженном произношении родителями многих и уподоблении в детской речи, общении с ребенком на примитивном языке и др. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в детской речи.

На второй стадии педагог вместе с родителями обсуждает, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке; при этом следует подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми нужно считаться. На этой стадии работы уже можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции в ДОУ и в семье.

Третья стадия - установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. От педагога требуется побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание. На этой стадии педагог знакомит родителей с доступными для использования в домашних условиях способами качественного решения задач стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков, обогащения языковой среды и др. При необходимости на этой стадии уже могут быть предприняты некоторые шаги "оздоровления семьи". Это касается тех случаев, когда в семьях воспитанников наблюдаются конфликтные отношения между родителями, неадекватные требования к ребенку и другие явно неблагополучные тенденции. Педагогу важно, с одной стороны, максимально тактично, а с другой - убедительно показать родителям возможные последствия используемых ими по отношению к ребенку педагогических мер; продемонстрировать результаты осознаваемых и неосознаваемых воспитательных воздействий на него.

Четвертая стадия - упрочение сотрудничества в достижении общей цели. При этом, согласившись на сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят все более развернутые задачи профилактической и коррекционно-речевой направленности и осваивают новые способы ее реализации. Основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию, прежде всего, самого ребенка и только потом - предъявление определенных требований к речи.

Пятая стадия - реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, касающихся, например, динамики развития отдельных сторон речи детей, спрашивает совета у родителей, прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в первую очередь на закрепление у детей правильных речевых навыков и дальнейшую стимуляцию их речевого развития.

Шестая стадия - совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и в семье.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста особенно популярны у педагогов и родителей нетрадиционные формы взаимодействия. К ним относятся совместные утренники, конкурсы, "КВН", "Ток-шоу", создание педагогической библиотеки для родителей, организация выставок совместных работ родителей и детей, "Устный журнал" и др. главной целью данных мероприятий является установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В ходе данных встреч родители могут лучше узнать об особенностях формирования грамматического строя речи у детей, средствах и методах их развития. Например, можно организовать библиотеку для семейного чтения, подобрав произведения на различные темы, с помощью которых родители смогут формировать грамматический строй речи детей.

Как было сказано выше, учеными Т.В. Кротовой и О.Л. Зверевой были предложены различные классификации нетрадиционных форм организации общения педагогов и родителей: информационно-аналитических, досуговых, познавательных, наглядно-информационных.

Е.П. Арнаутова предлагает методы активизации родителей (игровые, постановка дискуссионных вопросов, демонстрация видеороликов, педагогическая рефлексии и др.). Данные методы способствуют возникновению интереса у родителей к обсуждаемой проблеме, у них возникают ассоциации с собственным опытом. У родителей появляется желание в активном обсуждении предлагаемого им материала для решения проблем.

Т.Н. Волковская предлагает способы организации и содержание работы с родителями по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, где самыми продуктивными формами работы с семьями, по ее мнению, являются индивидуальные формы работы, например, индивидуальное консультирование. Она выделила следующие формы индивидуального взаимодействия педагога и родителя: это совместно обсуждение работы по развитию ребенка, анализ причин проблемного поведения, выработка совместного решения и рекомендаций по преодолению проблем, индивидуальные консультации, беседы и практикумы. Особое значение имеет содержание работы: необходимо, чтобы в процессе ее реализации педагоги могли повышать свою компетентность, а родители с их помощью анализировали и продумывали свои возможности по проблеме взаимодействия. По мнению О.Л. Зверевой, непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

1. Коллективную работу можно представить в нескольких видах: групповые родительские собрания; консультации, семинары; выставка; фронтальные открытые занятия; деловые игры; круглые столы; видеотека; библиотека игр и упражнений; речевые праздники.

Групповые родительские собрания в группе проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

На первом групповом родительском собрании родителям разъяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Педагогам чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.

Консультации, семинары важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем формирования грамматического строя речи, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал.

Полезно включить ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания. К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий.

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку в процессе формирования грамматического строя речи.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей [30, с. 69].

Целью деловых игр является выработка и закрепление навыков формирования у детей грамматического строя речи. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

По мнению Е.П. Арнаутовой, встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов, в данном случае по формированию грамматического строя речи.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.

Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую можно успешно использовать при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста - фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Вначале занятия проводит педагог, а затем родители. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Также в процессе формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.

По мнению О.Л. Зверевой, библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

В библиотеке размещаются все пособия, используемые на фронтальных занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала являются  речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными в решении задач формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста являются театральные миниатюры с грамматическим содержанием. В начале дети и родители соревнуются в подборе грамматических категорий, а во второй части дети показывают родителям сценки-миниатюры.

2. Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Индивидуальная работа включает следующие формы: анкетирование родителей; беседы; практикумы; индивидуальные занятия; тетрадь для домашних заданий; домашняя библиотечка.

Немалую роль в совместной, комплексной работе педагога и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить "опорные" карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторых взрослых, которые могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, можно пригласить на просмотр индивидуальных занятий педагога. Где основное внимание обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком при формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Г.А. Тютриной, основной формой взаимодействия с родителями может стать тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В тетради даются задания по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет библиотечка пособий "Формирование грамматических представлений. Альбом дошкольника". Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию педагога.

Альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься развивающей деятельностью, а задача педагога - подобрать соответствующую литературу родителям.

3.Познавательные формы организации общения педагогов с семь­ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями развития связной речи детей, рациональными методами и приемами развития связной речи для формирования у родителей практических навыков.

Практическими работниками применяется Устный педагогиче­ский журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каж­дая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжи­тельность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку час­то родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке вре­мени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое проиллюстрировано дидактиче­скими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагает­ся литература для ознакомления с проблемой, практические зада­ния, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Развитие грамматического строя детей», «Художественная литература в развитии грамматического строя у детей» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отве­чали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо­знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро­дителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а зна­чит, способствуют изменению взглядов родителей на развитие связной речи детей в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

3. Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

К наглядным формам работам мы отнесли: речевой центр; дневнички; прайс-листы; папка-передвижка.

Рассмотрим некоторые из них подробнее. Речевой уголок отражает тему занятия.

Рубрика "Домашнее задание" даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как позаниматься дома по лексической теме.

Рубрика "Домашняя игротека" знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, в том числе и на формирование грамматического строя речи.

Среди прочих дома рекомендуется "играть на кухне". Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

Игра "Помогаю маме". На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка. - "Давай искать на кухне слова". Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? - "Угощаю". Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" Вам на ладошку, за тем вы ему и так до тех пор, пока всё не "съедите".

Дневнички информируют родителей об успеваемости ребёнка.

Прайс-листы сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

В опросах организации родительской рефлексии можно использовать следующие методы: это и разбор педагогических ситуаций, и обсуждение решений педагогических задач, и проведение самоанализа воспитательной деятельности.

Методы, позволяющие продумывать цели и способы своего участия в процессе развития и воспитания ребенка, повышают активность родителей в воспитательном процессе, помогают им увидеть свои ошибки и обозначить пути их преодоления, сделать нужными полученные в ходе взаимодействия знания, что позволяет анализировать свои действия и их результат. Применение данных методов дает родителям осознать, что не существует готовых рецептов воспитания, а есть только общие рекомендации, к которыми родитель может обращаться в процессе индивидуального воспитания ребенка. Данные методы формируют у родителей критическое, осознанное отношение к собственной воспитательной деятельности, актуализируя полученные знания.

Детский сад проводит целенаправленно отбор и поиск новых форм, методов и условий взаимодействия семьи и ДОО в вопросах речевого развития ребенка, поддерживая и помогая ребенку и его родителям. Повышая уровень педагогической и родительской рефлексии в процессе работы по формированию грамматического строя, педагогический коллектив закладывает основу речевого развития ребенка, его полноценного общения и успешной социальной адаптации.

Таким образом, активная позиция дошкольной организации во взаимодействии с семьей не только повышает педагогические возможности семьи, но и определяет изменение уровня воспитания и развития дошкольника; Особое место в системе стратегий взаимодействия с родителями ребенка занимает работа по приобщению семьи к процессам сопровождения детей, а также развитие у родителей способностей к осознанию целей и возможностей взаимодействия с педагогами и специалистами в вопросах речевого развития детей. Содержание работы с родителями можно реализовать с помощью разнообразных форм: традиционных (коллективных, индивидуальных и наглядно-информационных) или нетрадиционных форм общения педагога с родителями детей дошкольного возраста. Наиболее продуктивными формами работы с семьями признаны индивидуальные формы взаимодействия, например, индивидуальное консультирование.

Список литературы

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3–7 Лет: методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтаз, 2008. 292 с.

Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя речи. - М.: Просвещение, 1991. – 260 с.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеканская. – М.: Просвещение, 1989. –127 с.

Маркова Л. Формирование грамматически правильной речи у детей. - М.: Академия, 2005. – 210 с.

Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1994. – 265 с.

Просмотров работы: 8