ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социализации студентов к условиям образовательного процесса в вузе в последние годы не только не теряет своей актуальности, но, наоборот, становится все более значимой. Сохраняется высокий процент отчисления студентов из вузов по различным причинам, в том числе за неуспеваемость, появляются новые виды девиантного поведения студентов: наркотизм, потребление алкогольных и токсических веществ, случаи агрессии и др.

По статистическим данным за 2017 год показатель индекса социально-психологической социализации завышен у большинства студентов, что составляет 41,7 %; у 37,5 % студентов-первокурсников индекс социально-психологической социализации наоборот низкий, что говорит о трудностях социализации, которые могут быть связанны как с объективными, так и субъективными причинами. И только у 20,8 % респондентов выявлен высокий показатель социализации в вузе, что говорит об отсутствии проблем при обучении в вузе на первых курсах.

Процесс социализации студентов является достаточно сложным и многогранным, однако в вузовской образовательной практике ему не всегда уделяется значительное внимание. В распоряжении Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг.» указывается, что «…около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно социализироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 процентов (в среднем – 37 процентов)» [7].

Проблему ситуационной статистики показывает прогнозный фон. Если не работать над вопросами социализации студентов, то данная категория молодых людей будет медленнее включаться в общественную (студенческую) жизнь. Актуальность проблемы социализации подчеркивается тем фактом, что существует иллюзия возможности построения жесткого алгоритма различных видов приспособления к изменяющимся условиям существования и деятельности. Предполагается, что человек, приступая к какому-либо роду деятельности, способен автоматически обеспечить себе адаптивное состояние при достаточном уровне мотивации и системе ценностных ориентаций. Но как показывает повседневная практика, даже при высоком уровне мотивации, в частности, желание обучаться в вузе, социализируемых ресурсов бывает недостаточно, чтобы преодолеть «новые» условия реальности.

Б.Г. Ананьев рассматривал социализацию как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечная цель подобной социализации заключается в формировании индивидуальности [5, c.54].

Рассмотрим понятие социализации, предложенной Г.М. Андреевой. «Социализация (от лат. socialis – общественный) – это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей». Автор указывает, что существует проблема «разведения» понятий социализация, развития и воспитания [8].

Как подчеркивает С.М. Мадорская, только участие во всех сферах деятельности вуза студенту возможно обеспечить полную социализированность [9].

Рассматривая данные понятия, можно сказать, что социализация затрагивает не только взаимосвязи с внешней средой, но и также оказывает влияние на внутреннее состояние студента.

Проблемы социализации студентов обусловлены несколькими причинами.

Во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы – студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли.

Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями.

В-третьих, дальнейшее обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением.

Таким образом, большинство проблем социализации студентов связаны с новыми социальными условиями, которые включают студенческий статус, новый порядок образовательного процесса, при этом все должно сопровождаться развитием таких навыков и умений, как самостоятельность, самоуправление, саморегулирование и т.п.

Социализация студентов представляет особый интерес для социальной работы. В ходе работы была проведена диагностика, которая показывает реальную картину социализации студентов в педагогическом вузе.

В проведенной диагностике приняло участие 55 студентов первых курсов факультета педагогики и психологии разных академических групп Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова.

Социализация сложный процесс, в который входит множество компонентов, таким образом, в диагностике обращалось внимание на уровни коммуникации конфликтности студентов.

Результаты, полученные после проведения первичной диагностики, представлены ниже.

Уровень коммуникации при проведении первичной диагностики в контрольной группе составил: низкий – 50 %, средний – 25 %, высокий – 25 %. В экспериментальной группе составил: низкий – 60 %, средний – 15 %, высокий – 15 %. Это говорит о том, что студенты-первокурсники не в состоянии сами полноценно социализироваться.

Уровень конфликтности при проведении первичной диагностики
в контрольной группе составил: низкий – 30 %, средний – 40 %, высокий –
30 %. В экспериментальной группе составил: низкий – 20 %, средний – 40 %, высокий – 40 %. По результатам диагностики можно предположить, что некоторые студенты-первокурсники склонны к конфликтности.

Таким образом, у большинства студентов-первокурсников выявлены высокий уровень конфликтности и низкий уровень коммуникации. Следовательно, работа по социализации студентов требует определенного внимания и доработок.

Помощь в социализации студентов может быть оказана в рамках организации инновационных форм деятельности. Также через активное приспособление студентов к условиям высшей школы у них будут формироваться навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Дальнейшая работа по преодолению проблем социализации через инновационные формы будет представлена в следующей статье.

Список использованных источников:

1. Григорян Э.Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе // Культура и образование. – Декабрь 2014. - № 12 - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2735 (дата обращения: 20.12.2018).

2. Дубровская Е. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе (на примере студентов теплоэнергофака УрФУ им. Ельцина Б.Н.) / Е. А. Дубровская // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы международной конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. - Екатеринбург :УрФУ, 2014. - Т. 3. - С. 78-80.

3. Жегульская Ю.В. Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности / Ю.В. Жегульская // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - №4 (36). - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-k-sotsiokulturnoy-srede-tvorcheskogo-vuza-sredstvami-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2018).

4. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 933-935.

5. Клячкина Н. Л. Социальная адаптация студентов средствами социально-культурной деятельности / Н.Л. Клячкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - №3. - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-sredstvami-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2018).

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы - 152 с. - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 24.12.2018).

7. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р -[Интернет-ресурсы] - Система ГАРАНТ - http://base.garant.ru.(дата обращения: 24.12.2018).

8. Андреева Г.М. Cоциальная психология - М.: Наука, 2014 г.

9. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Минск, 1986. Автореф.

Просмотров работы: 609