В разные периоды развития человечества на одаренных людей смотрели по-разному: древние считали незаурядные способности даром богов, а мыслители эпохи Просвещения – плодотворным результатом научения. Но, так или иначе, интерес к одаренности не пропадал никогда – выдающиеся люди двигали прогресс, развивали науку, совершали революции, потому что умели видеть вещи под непривычным углом, изобретать, находить самые неординарные решения, казалось бы, нерешаемых проблем. Конечно, поиск как можно большего количества талантливых от рождения людей и применение их способностей на благо общества – идея, которая не покидала умы мыслителей.
Так, например, Хуан Уарте, испанский философ и преподаватель пытался вычислить и систематизировать внешние признаки людей с выдающимися способностями, чтобы привлечь их к государственной службе и возродить Испанскую империю. Грандиозных личностей история знает не мало – Ньютон, Галилей, Эйнштейн, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин… но то что мы можем перечислять их по именам, уже говорит о единичности случаев проявления одаренных людей в подходящей для их способностей деятельности.
Если такой человек оказывался «в нужном месте, в нужное время», его способностям находилось применение, а если нет?
На протяжении многих веков философы, педагоги, физиологи, психологи спорят о том, какие факторы и условия психического развития ребенка являются доминирующими: наследственные или социальные. Каковы критерии оценки одаренности?На каком этапе онтогенеза проявляется у ребенка одаренность?
Н.С. Лейтес в своей монографии «Психология одаренности детей и подростков»[1] убедительно показал, что особенно значимым для умственного развития человека является период дошкольного и младшего школьного возрастов. А в подростковом возрасте яркое проявление способностей значительно снижается. Из вышесказанного можно сделать вывод, о самом поворотном возрасте в жизни ребенка – не замеченный, не увлеченный какой-то идеей, растерявшийся или иным способом сбитый с пути, он может навсегда потерять возможность проявить свои способности.
А что если таким сбивающим с толку фактором окажется одно непонятое занятие, когда вместо того, чтобы слушать учителя, ребенок отвлекся на что-то более интересное? Пропущенный материал может послужить первым «снежком» в огромном нарастающем «снежном коме» непонимания предмета или задачи. А далее – потеря интереса, пониженная самооценка и …упущенная жизненная возможность проявить способности, найти то, что может стать всем смыслом жизни.
В настоящее время, ученые, так же, как и раньше озадачены вопросом поиска и воспитания одаренных детей – диагностика усложнена неравномерным процессом развития детской психики, а воспитание – влиянием факторов среды.
Так, например, А.В. Леонтович, руководитель ГЭП, директор Дома научно-технического творчества молодежи, кандидат психологических наук считает, что одаренность формируется на основе творческих способностей, при развитии личности, грамотном преподавателе и среде.[2] То есть, для проявления творческих способностей необходимо создать соответствующую среду. Условия должны создавать возможности, а педагог – мотивацию к использованию этих возможностей.
Если диагностика осложнена такими неподконтрольными факторами как неравномерное развитие психики, влияние учителя и возможными проблемами в становлении личности (ребенок в столь юном возрасте может иметь и низкую самооценку, и неуверенность в общении со сверстниками), это ли повод ставить на нем «крест»? Стоит ли вообще отсеивать детей на каком-либо из этапов? Не лучше ли создавать среду, в которой способности проявятся? Взять, хотя бы, пример известного мнемониста Соломона Шерешевского, обладающего феноменальной памятью. Если бы не случай (редактор газеты, в которой тот работал корреспондентом, отправил его к врачу, потому что заподозрил, что с юношей что-то не так), то его способности никогда бы и не проявились.
Нужно ли развивать вспомогательные способности – внимание, креативность и память, чтобы помочь ребенку не потерять свою одаренность?
Современные ученые, считают, что у одаренного ребенка выдающаяся память должна быть по умолчанию. Но что если навык запоминания не следствие одаренности, а её причина? Тогда выходит, что научив ребенка запоминать, мы повысим вероятность развития его способностей в одаренность. Одаренный, по определению профессора А.С. Обухова "это ребенок, отличающийся в развитии от других детей, включенностью и увлеченностью какими-то видами деятельности или в разные виды деятельности и продуктивностью в них"[3].
Это не означает наличие у одаренного ребенка хорошо развитой памяти. Память – механизм, использовать который человек научается в процессе развития. Так почему умение легко запоминать необходимую информацию не может быть благотворным «фактором среды» для более продуктивного развития способностей?
Найдем разницу между плохой и идеальной памятью. Если память – это последовательная работа отдельных психических процессов – восприятия, сохранения, узнавания и воспроизведения, тогда что отличает выдающуюся память от плохой?
Начнем с того, что узнавание и воспроизведение — процессы восстановления прежде воспринятой информации. Для их успешного функционирования необходима работа первых двух процессов – восприятия и сохранения. Значит, нас интересуют именно они. Восприятие – процесс отражения окружающего мира в виде целостных предметов и явлений; комплекс различных, определенным образом связанных друг с другом ощущений, относимых сознанием человека к определенному предмету или явлению. Для восприятия образа человеку необходимо проявить в его отношении встречную активность, исследовать и уточнить образ, составляющими которого выступают ощущения.
Поступившие в мозг сигналы от раздражителей перерабатываются в образ, и уже этот процесс становится осмысленным и «означенным» (то есть предметным, целостным, константным и категориальным). [4]
Кто как ни маленький ребенок, проявляет встречную активность для исследования и уточнения всего вокруг? Кто как ни он имеет живую фантазию, наполненную яркими образами?
Сам метод познания окружающего мира ребенком играет на руку разностороннему и полному восприятию объектов.
В таком случае, остается один психический процесс, который не контролируется малышом – сохранение.
И для отладки этого процесса существует мнемотехника.
Анализируя возможности мнемотехники для эффективного сохранения материала, мы обратились к феномену восприятия Соломона Шерешевского.
А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти» [5] рассказывает о работе памяти известного мнемониста Соломона Шерешевского. Врач подробно описывал особенности восприятия этого человека. Любые элементы отражались в его сознании яркими, живыми образами. Так, например, единица представлялась ему гордым стройным человеком, голос Л.С. Выготского – «желтым и рассыпчатым», тоны и звуки окрашивались в цвета от ярко-желтого до фиолетового, а цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие».
Образы были настолько живыми, что часто выбивались из-под контроля юноши, и чтобы управлять ими ему пришлось освоить мнемотехнику. Техника запоминания и яркие синестетические ассоциации сделали из Соломона Шерешевского выдающегося мнемониста: он мог запоминать огромное количество цифр, бессмысленных формул, событий и слов. Мало того, запоминаемая таким образом информация оставалась в его памяти на всю жизнь.
Синестезия – редкое явление, подавляющее большинство взрослых людей ей не обладают, а развить ее искусственно не представляется возможным. Зато дети дошкольного возраста обладают ярким образным восприятием, граничащим с эйдетизмом. Эйдетическое мышление свойственно только детям до перехода их в младший школьный возраст, после чего, оно уступает место отвлеченному.[5]
Вывод:
Использование особенностей восприятия дошкольника и младшего школьника в комплексе с мнемотехникой, позволит большему количеству детей развить имеющиеся способности и проявить одаренность.
Список литературы:
[1] - Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр "Академия ", 1996. 416 с. (Психология для студентов).
[2,3] - Телеканал «Просвещение» (телепроект «Школа») www.prosveshenie.tv (2008) Одаренные дети [образовательная передача] // YouTube. 9 октября 2012 года (https://www.youtube.com/watch?v=l9nxK0ABbOs) Просмотрено: 1.02.2019.
[4] – Немов Р.С. Психология: учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.:
Высшее образование, 2008. - 639 с.[5] – Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемониста). Издательство «Эйдос», Москва, 1994 г.
[6] - Петросян В.С. Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 238-242. — URL https://moluch.ru/archive/74/12557/ (дата обращения: 16.02.2019).