Этиопатогенетические аспекты пищевой аллергии в студенческой среде - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Этиопатогенетические аспекты пищевой аллергии в студенческой среде

Саетгареева О.Р. 1, Сычёва А.И. 1, Ганеева Е.Р. 1
1ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ежегодный рост числа аллергических заболеваний вызывает серьезную тревогу. Каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждый десятый - бронхиальной астмой. Эта проблема актуальна и в педиатрии, ведь именно в детском возрасте формируется сенсибилизация к различным аллергенам. Особое внимание отводится пищевой аллергии (ПА). Согласно официальной статистике заболеваемость этой патологией в нашей стране не превышает 1,5%, а Российский Институт Иммунологии считает, что ПА страдает 1/3 населения. Приводятся следующие данные по заболеваемости в Европе: Франция - около 3,7%, Польша -8,3%, Эстония - 8%, в США около 6% среди детей и 3,7% у взрослых. Минимальная частота зарегистрирована в Австрии - 1,7%, в Германии - 3%, в Словении - 4,6%, высокие цифры в Англии - 11,6-12,7%, в Швеции - 31%. Авторы исследований объясняют такую разницу в цифрах значительными расхождениями зарегистрированных случаев и фактических, отсутствием простых критериев диагностики заболевания, разночтениями в трактовке диагнозов (пищевая аллергия, непереносимость, гиперчувствительность). При этом все сходятся во мнении, что прирост в последующем будет еще более значительным [1,2].

Большинство авторов утверждают, что мужчины и женщины одинаково часто болеют пищевой аллергией, но существует разница в частоте встречаемости в разных возрастных группах: удельный вес пищевой аллергии среди детей составляет 40-70%, среди взрослых - до 10% [5]. Американские и шведские ученые в совместной работе выяснили, что частота ПА в раннем возрасте достигает 20%, постепенно снижаясь к 6 годам до 8%, а затем вновь увеличивается к 25 годам до 15%. Одновременно с этим они считают, что у молодых мужчин ПА встречается реже, чем у больных женского пола, но с возрастом эти различия исчезают.

Американская академия аллергии и иммунологии предлагает рассматривать ПА как часть широкого понятия «Негативная реакция на пищу», где кроме этой формы патологии выделяют еще пищевую интолерантность (непереносимость) и отвращение к пище, причем непереносимость встречается чаще, чем аллергия в 6-8 раз [6].

В российской медицине эти состояния характеризуют термином пищевая гиперчувствительность, которая в свою очередь подразумевает пищевую аллергию и неаллергические реакции на пищу. Патогенез ПА предусматривает включение иммунных механизмов, а непереносимость протекает без их участия и может быть обусловлена нарушениями полостного или пристеночного пищеварения, ферментопатиями, либо это псевдоаллергия на содержащиеся в продуктах гистамин, тирамин, гистаминолибераторы. Некоторые полагают, что выделение понятия пищевая непереносимость нецелесообразно.

В ходе многих наблюдений акцентируется внимание на взаимосвязанных влияниях сенсибилизации и состояния пищеварительного барьера. Больше половины больных ПА имеют патологию со стороны органов ЖКТ. Существуют исследования, доказывающие что приблизительно у 53% больных аллергии предшествовали заболевания желудка, кишечника или органов гепатопанкреатобиллиарной зоны, а у 37% пациентов нарушения в системе ЖКТ возникают после формирования ПА [3].

В детстве по мнению Зайцевой в качестве аллергенов чаще всего выступают молочные продукты, куриный белок, глютен. Врачи из Украины и южных районов России к перечисленным аллергенам добавляют орехи, рыбу и другие морепродукты. Аллергию в большинстве случаев вызывают сложные (гликопротеиды) и простые белки, реже – полипептиды и гаптены. В качестве предрасполагающих факторов выступают многие моменты: количественная и качественная характеристика эпитопов, нарушение барьерной роли пищеварительной системы, наследуемая патология. Пищевая аллергическая реакция более зависима от дозы по сравнению с ингаляционно обусловленной. При высоком уровне сенсибилизации поступление даже минимальных порций аллергена приводит к развитию тяжелых проявлений, при низком – клиническая картина может отсутствовать при приеме небольшого количества продукта, но возможен эффект суммации, если таких аллергенов несколько. При этом отмечается, что аллергены способны изменять свои свойства в процессе приготовления пищи. Денатурация белков, возникающая при нагревании, сказывается по-разному на эпитопах. В большинстве случаев возможно не только сохранение аллергенности (кипячение козьего и коровьего молока), но и происходит ее увеличение (обжаривание арахиса).

Презентация пищевых антигенов при первом поступлении в детстве сопровождается синтезом антител класс IgA. Формируется иммунологическая толерантность. При нарушении этих процессов развивается гиперчувствительность немедленного или замедленного типа (ГНТ ИЛИ ГЗТ).

Среди ГНТ хорошо исследована и не вызывает сомнения у аллергологов реакция Ⅰ типа, развивающаяся по реагиновому механизму - (IgE-опосредованного). Проявления этой аллергии возникают если эпитопы белка могут активировать Т-хелперы и блокировать функцию Т-супрессоров и это сопровождается переключением синтеза антител преимущественно IgE [4]. Несмотря на алиментарный путь поступления аллергена реагины фиксируются на тучных клетках самого слизистого барьера пищеварительного тракта, а также и на других органах и тканях-мишенях, чаще всего это эпидермис и бронхолегочная система. Огромная роль отводится наследственным факторам, продукция IgE может быть генетически детерминирована. Но этот механизм не являются основным, что подтверждается наблюдениями над монозиготными близнецами, когда аллергическое заболевание, развившееся у одного из близнецов, у второго не возникает.

В последние годы появилось много работ, где обсуждается возможная роль и других классов иммуноглобулинов. В частности, считается, что ряд молочных и яичных белков могут стимулировать синтез антител класса IgG, а второй и все последующие контакты с этими эпитопами приводят к формированию иммунных комплексов. ГНТ в этом случае может проявиться в виде общей анафилаксии различной степени тяжести. Различные пищевые добавки, особенно азокрасители (в частности, тартразин), улучшители вкуса, ряд антиокислителей в пищевых продуктах выполняют роль гаптенов. Фиксируясь на белках, они придают им антигенные свойства и провоцируют запуск цитотоксических реакций. Содержание в продуктах бензилгидроокситолуена, бутилгидроксианисола, хинина приводит к запуску ГЗТ и проявляется часто экземы [2].

Пищевые аллергические реакции среди студентов, по-видимому, должны быть особенно распространены. К этому периоду уже имеется сенсибилизация к различным аллергенам, т. к. формируются в детстве. В студенческой среде чаще всего присутствует нерациональное пищевое поведение (еда всухомятку, на бегу, не по режиму) и, в связи с этим формируются гастриты, эрозивные процессы ЖКТ, могут сопровождаться или присутствовать вместе с другими формами аллергий (атопии). Следовательно, необходимо выяснить, как часто возникают аллергические реакции у учащихся и что способствует их развитию.

Цели и задачи исследования – провести анализ литературных источников о распространенности ПА и возможных механизмах ее развития, выявить частоту встречаемости пищевой аллергии среди студентов Пермских высших учебных заведений.

Материалы и методы.

Среди студентов ПГМУ, ПГНИУ, ПНИПУ, ПГТАУ был проведен опрос через электронный ресурс «GoogleForms». Анкета составлена авторами данной статьи и содержала 23 вопроса. Учитывались общие данные: пол, возраст, ВУЗ, антропометрические данные, а так же информация о наличии пищевой аллергии у респондентов и родственников, ее проявлениях, аллергенах, способах лечения и предупреждения. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывали по формуле ИМТ=вес(кг)/(рост(м))^2. Данные были занесены в таблицу и обработаны с помощью программы Statistica 10.0. Использовались параметрические и непараметрические методы. При сравнении вариационных рядов учитывались достоверные различия (р<0,05). 

Результаты и их обсуждение.

В анкетировании приняли участие 111 человек. По причине некорректного заполнения анкеты 2 респондента были исключены. Средний возраст студентов в группе исследования (109 человек) составил 21±0,35 лет, среди них 35 юношей (32%) и 74 девушек (68%).

Аллергические реакции (АР) различного происхождения отмечают 30 респондентов, что составляет 27,5%. Пищевую аллергию испытывают 16 человек, что составляет 14,6% опрошенных, причем девушки достоверно чаще (17%), чем юноши (8%) (р<0,05). Предрасположенность к аллергическим реакциям различного происхождения у родственников чаще выявляется у лиц женского пола (р<0,05). Наиболее часто встречающимися аллергенами оказались цитрусовые и сладости (31%). Лабораторно установлен аллерген у 37,5% студентов, а у 25% учащихся не определен. Остальные выявили его опытным путем. Реакция на пищу клинически чаще всего проявлялась сыпью – (11 чел) и зудом (9 чел), реже возникало затруднение дыхания (5 чел) и расстройства со стороны системы ЖКТ (4 чел). У 31 % студентов имеются 2 и более клинических симптома. ПР вообще без каких-либо проявлений отмечают у себя 2 человека на мандарины и «сладости», причем аллерген лабораторно не подтвержден. Возможно, в этом случае реакция на пищевые продукты может быть связана с псевдоиммунными механизмами либо обусловлены ферментопатиями. Для предупреждения аллергии только 2 человека используют элиминационную диету и 100% учащихся применяют антигистаминовые препараты. Примечательно, что только 18% делают это по рекомендации аллерголога. Остальные к врачам не обращались.

Индекс массы тела в пределах нормальных показателей имеют только 48 чел. (44%). Повышенное питание и ожирение выявлено у 36% студентов, разницы по полу и наличию аллергии нет (р>0,05). Учащихся с дефицитом массы тела 28%– и среди них достоверно больше девушек (р=0,016). Среди лиц женского пола с низким ИМТ пищевая аллергия встречается чаще, и она в большинстве случаев сопровождается расстройствами в системе желудочно-кишечного тракта. (р=0,047).

Выводы: Аллергические реакции в целом, как и их разновидность – пищевая аллергия довольно-таки частое явление у студентов, и значительно превышают данные официальной статистики. Полученные результаты стоит трактовать с осторожностью. Часть ПА, заявленных студентами, возможно не имеют иммунных механизмов. При этом выявляется группа респондентов, имеющих характерные клинические проявления, но не связывающих их с данной патологией. В группе опрошенных 1/3 студентов нуждается в дообследовании: выявление аллергена, уточнение диагноза. Более 80% опрошенных занимаются самолечением. 87% из числа тех, кто имеют аллергию, считают, что заболевание ограничивает их в питании и существенно снижает качество жизни. И только 2 человека «не обращают внимания на болезнь и не собираются исключать аллерген из рациона».

Источники литературы:

Боброва Е. Заболевания органов пищеварения и аллергия // Центр клинической лимфологии //https://www.medeffect.ru/allergy/allergy-0083.shtml

Колхир П.В. Доказательная аллергология и иммунология // М: практическая медицина. 2010.- 526с.

Лусс Л.В., Сидорович О., Успенская К. Пищевая аллергия и пищевая непереносимость: принципы диагностики и терапии // Лечащий врач. 2007. – № 4. – С. 16–20.

Лусс Л.В. Пищевая аллергия // Аллергия, астма и клин. иммунол., 2002, т. 6, № 12, с. 3-14.

Ногаллер А.М., Гущин И.С., Мазо В.К., Гмошинский И.В. Пищевая аллергия и непереносимость пищевых продуктов // М.: Медицина, 2008.- 336 с.

Паттерсон Р., Грэммер Л.К., Гринбергер П.А. Аллергические болезни: диагностика и лечение. Пер. с англ. под ред. А.Г. Чучалина // М. Гэотар-Медицина, 2000.

Просмотров работы: 150